пятница, 28 февраля 2014 г.

Арбитражная практика: Обязанность приема на хранение документов ликвидируемых негосударственных организаций предусмотрена как для государственных, так и для муниципальных архивов


Конкурсные управляющие продолжают борьбу за обеспечение сохранности документов по личному составу и через суд добиваются решений о приме на хранение этих документов в государственные и муниципальные архивы.

Арбитражный суд Тверской области в феврале 2013 года рассматривал дело № А66 – 12961/2012 об обязании администрации города Твери принять в Тверской городской архив на хранение документов по личному составу общества за период с 2006-2011 годы в количестве 25 единиц хранения.

Суть спора

Решением Арбитражного суда Тверской области в феврале 2011 года ООО «Элеком Тверь» было признано несостоятельным (банкротом), в отношении него было открыто конкурсное производство и назначен конкурсный управляющий.

Архивным отделом Тверской области в июне 2012 года было принято решение об определении МКУК «Тверской городской архив» местом хранения документов по личному составу ООО «Элеком Тверь» за 2006-2011 годы в связи с признанием общества несостоятельным (банкротом), в объёме 25 единиц хранения.

На основании статьи 129 федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсный управляющий обращался в Тверской городской архив с требованием о принятии на хранение этих документов общества.

В ответ на обращение в августе 2012 года архив сообщил об отсутствии возможности принять на хранение документы ввиду того, что на хранение принимаются документы учреждений органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и предприятий, действовавших и действующих на территории города Твери. Конкурсному управляющему было рекомендовано обратиться в ГКУ «Тверской центр документации новейшей истории».

В ноябре 2012 года конкурсный управляющий общества обратился в администрацию города Твери с заявлением о приёме на хранение в Тверской городской архив документов по личному составу за период с 2006-2011 годы.

Администрация переслала это заявление в Управление по культуре, спорту и делам молодежи администрации города Твери, которое в декабре 2012 года дало на него ответ, в котором сообщило, что документы на хранение принять не представляется возможным и также рекомендовало обратиться в ГКУ «Тверской центр документации новейшей истории».

Считая подобные действия незаконными, общество обратилось в суд с иском о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в отказе в принятии на хранение документов по личному составу общества в количестве 25 дел за 2006-2011годы, и об обязании ответчика принять архив общества по личному составу.

Позиция архивных учреждений и органов управления архивным делом

Архивный отдел Тверской области поддержал доводы заявителя, считая, что документы по личному составу должны быть приняты на хранение в городской архив и не видя для этого препятствий. Решением Экспертно-проверочной комиссии при архивном отделе Тверской области в июне 2012 года местом хранения документов по личному составу ООО «Элеком Тверь» за 2006-2011 годы был определен МКУК «Тверской городской архив». В своём отзыве архивный отдел также отметил, что общество является предприятием-банкротом, осуществлявшим деятельность на территории города.

МКУК «Тверской городской архив» и Управление по культуре, спорту и делам молодежи поддерживали позицию администрации, ссылаясь на загруженность архива и возможность сдачи документов в ГКУ «Тверской центр документации новейшей истории». Принятие документов на хранение является муниципальной услугой, которая не отражена в перечне таких услуг, и, соответственно, возможности у МКУК «Тверской городской архив» принять документы на хранение за плату не имеется, а источниками комплектования архива являются только документы муниципальных учреждений и предприятий.

Позиция Арбитражного суда Тверской области

Суд отметил, что в соответствии с пунктом 2 статьи 129 Закона о банкротстве (в действующей редакции) конкурсный управляющий обязан передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 10 статьи 23 закона «Об архивном дела в Российской Федерации» при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.

Суд отметил, что законодатель предусмотрел обязанность приема на хранение документов у ликвидируемых негосударственных организаций как соответствующими государственными архивами, так и соответствующими муниципальными архивами, не установив при этом, что архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, подлежат хранению исключительно в государственных архивах либо исключительно в муниципальных архивах.

Обязанность приема на хранение у ликвидируемых организаций упомянутых документов предусмотрена как для соответствующих государственных, так и муниципальных архивов.

Соответствующим муниципальным архивом для передачи документов общества является МКУК «Тверской городской архив» (по месту нахождения ликвидируемого общества), соответствующим государственным архивом - Архивный отдел Тверской области (по ведомственному признаку).

Каждый из названных архивов обязан по требованию конкурсного управляющего принять на хранение документы по личному составу общества.

Суд также внимательно изучил региональную законодательно-нормативную базу в области архивного дела. В соответствии со статьей 2 Закона Тверской области от 23 декабря 2005 года № 162-ЗО «Об архивном деле в Тверской области», законодательство Тверской области об архивном деле в Тверской области состоит из указанного Закона и принимаемых в соответствии с федеральным законодательством и названным Законом иных нормативных правовых актов Тверской области.

Постановлением администрации Тверской области от 21 июля 2009 года № 321-па утвержден Стандарт государственной услуги «Экспертиза ценности документов». Получателем государственной услуги «Экспертиза ценности документов» являются: государственные архивы Тверской области; органы государственной власти Тверской области, государственные органы Тверской области; государственные унитарные предприятия Тверской области; государственные учреждения Тверской области; муниципальные архивы Тверской области; органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области; муниципальные унитарные предприятия Тверской области; муниципальные учреждения Тверской области; организации (независимо от формы собственности), расположенные на территории Тверской области, проходящие процедуру ликвидации; иные юридические лица или граждане, являющиеся собственниками или владельцами архивных документов, местом нахождения или местом жительства которых является Тверская область, заинтересованные в получении настоящей государственной услуги (пункт 1.3.1 Стандарта государственной услуги «Экспертиза ценности документов»).

Пунктом 3.1.8 Стандарта предусмотрено, что архивный отдел в рамках предоставления государственной услуги «Экспертиза ценности документов» принимает решения о месте архивного хранения документов организаций, не являющихся источниками комплектования государственных и муниципальных архивов Тверской области, в том числе ликвидированных организаций независимо от формы собственности.

Как указывает Архивный отдел Тверской области, общество за все время своего существования не являлось источником комплектования государственных и муниципальных архивов Тверской области, документы общества ранее на хранение не поступали ни в государственные, ни в муниципальные архивы Тверской области.

Решением Экспертно-проверочной комиссии при архивном отделе Тверской области от в июне 2012 года местом хранения документов по личному составу ООО «Элеком Тверь» в количестве 25 дел за 2006-2011 годы определен МКУК «Тверской городской архив».

То обстоятельство, что муниципальный архив не имеет достаточных площадей для размещения документов, не является законным основанием для отказа в приеме документов, поскольку в силу подпункта 22 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ на органы местного самоуправления возложена обязанность по формированию и содержанию муниципального архива, и неисполнение данного требования закона не освобождает муниципальные архивы от исполнения обязанности по принятию документов на хранение.

Более того, по данным паспорта архива на 1 января 2012 года степень загруженности архивохранилищ МКУК «Тверской городской архив» составляла 45,5%, а 1 января 2013 года- 66,6%.

Кроме того, согласно федеральному закону от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления должны решать вопросы местного значения исходя из интересов населения. По мнению суда, приём документов по личному составу ООО «Элеком Тверь», содержащих информацию, необходимую для подтверждения сведений при назначении пенсий гражданам – жителям города Твери, находится в сфере интересов населения города Твери.

Суд также отметил, что непринятие на архивное хранение документов влечёт за собой невозможность завершения конкурсного производства, т.к. только по указанному основанию было продлено конкурсное производство до 25 апреля 2013 года.

Ссылка администрации на возможность принятия документов иным учреждением ГКУ «Тверской центр документации новейшей истории» судом отклоняется, поскольку место хранения документов определено решением экспертной комиссии, это решение действует и оно не оспорено.

Довод о том, что администрация не является надлежащим ответчиком, судом был отклонен, поскольку обращение было направлено именно в адрес администрации, и именно она организует работу подведомственных ей муниципальных учреждений и, в частности,  муниципального архива.

Арбитражный суд Тверской области удовлетворил требования ООО «Элеком Тверь», признав незаконным бездействие администрации города Твери, выразившееся в отказе в принятии на хранение документов по личному составу общества в количестве 25 дел за 2006-201 1годы. Суд обязал администрацию города Твери принять н хранение эти архивные документы общества.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в мае 2013 года оставил без изменения решение Арбитражного суда Тверской области, а апелляционные жалобы администрации города Твери, Управления по культуре, спорту и делам молодёжи администрации города Твери, муниципального казённого учреждения культуры «Тверской городской архив» - без удовлетворения.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в августе 2013 года оставил без изменения решение Арбитражного суда Тверской области и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда, а кассационную жалобу администрации города Твери - без удовлетворения.

Источник: официальный сайт Высшего арбитражного суда
http://kad.arbitr.ru/

2 комментария:

  1. Конкурсные управляющие продолжают борьбу за обеспечение сохранности документов по личному составу и через суд добиваются решений о приме на хранение этих документов в государственные и муниципальные архивы.От души посмеялся. Нет большего врага для сохранности документов, чем конкурсные управляющии и разные там ликвидаторы. 25 дел это не размер. Было бы 1000 дел. Выбросил бы все, и сказал, что ничего не было, т.к. платить за их обработку у пламенных "борцов за сохранность документов" никакого желания нет.
    Муниципальным архивам нужно поклониться за их терпении и труд.

    ОтветитьУдалить
  2. Давайте уж будем объективными. Есть архивы и конкурсные управляющие, которые понимают свою ответственность за связанные с документами судьбы людей. а есть и такие, которым наплевать.

    И хуже всего к данному вопросу относится государство в целом (видимо, потому, что благодаря этому экономится пенсионный фонд). Росархив сейчас из кожи вон лезет, чтобы сократить срок хранения кадровых документов до 15 лет...

    ОтветитьУдалить