понедельник, 3 февраля 2014 г.

Кейт Теймер: «Настоящее играет решающую роль» - моё первое официальное появление в роли «агента-провокатора» на канадском архивном саммите


Данная заметка Кейт Теймер (Kate Theimer - на фото) – сейчас известного автора и блоггера, а в прошлом сотрудника Национальных Архивов США, Смитсонианского института и Исторического общества Вашингтона – была опубликована на её блоге  ArchivesNext ( http://www.archivesnext.com ) 23 января 2014 года. О саммите канадских архивистов и особенностях его проведения см. также http://rusrim.blogspot.ru/2014/01/blog-post_257.html .

Приглашение выступить на прошедшем на прошлой неделе канадском архивном саммите в качестве одного из членов группы «агентов-провокаторов» было для меня большой честью. Вы можете видеть из программы саммита ( http://archivists.ca/content/canadian-archives-summit ), что список выступающих был впечатляющим. Организаторы саммита собираются выложить в сети мой доклад, как и выступления других коллег, но я также хочу опубликовать свои размышления и здесь, на этом блоге. Я также хотела бы кое-что сказать о том контексте, в котором они были высказаны (полагаю, «контекст» может оказаться моим словом для 2014 года).

Когда меня приглашали выступить, мне назначили тему («Роль архивов в электронном обществе») и жёстко ограничили длительность доклада семью минутами. Продумывая свои слова, я попыталась написать по данной теме что-то действительно «провокационное», о чём можно сказать за семь минут. Свою задачу я видела в том, чтобы дать людям пищу для размышлений и дискуссии. И вот что я сказала:
«Когда меня попросили выступить на данную тему, я задала себе следующий вопрос: каким образом роль архивистов в электронном обществе может или должна стать иной? В отведенное мне время я остановлюсь на двух ответах на этот вопрос – на двух видах деятельности, которым, как я считаю, архивы должны уделить первостепенное внимание с тем, чтобы в максимальной степени удовлетворить потребности нашего электронного общества.

Во-первых, отталкиваясь от названия своего выступления, я считаю, что архивы должны активно заниматься документированием того, что происходит в данный момент.

Мы все знаем, что электронные материалы эфемерны по самой своей природе. Это все хорошо понимают, и я думаю, что процессы захвата и сохранения официально созданных электронных документов организации также вполне понятны нашему архивно-документационному сообществу.

Совсем иное дело - электронные эквиваленты личных бумаг. Для них характерна не только «хрупкость» электронных материалов, но и проблема того, что их создатели / хранители не всегда осознают долговременную ценность своих материалов, - и здесь я в первую очередь имею в виду группы простых людей в общинах и т.п., отдельных лиц, тех, кто выполняет по большей части неофициальные функции. Конечно же, в этом нет ничего нового. Однако в прошлом неэлектронные письма, дневники и т.д. могли попадать на чердаки, и, будучи заброшенными, тем не менее выживать. Это вряд ли получится с такими объектами, как блоги, учетные записи в Twitter и Facebook или материалы, выложенные для коллективного использования с помощью таких средств, как Instagram, Vine, Flickr, Tumblr – тех инструментов, которые большинство людей применяет сегодня для документирования своей повседневной жизни.

Некоторые архивы собирают материалы, созданных на подобных платформах социальных сетей, но я подозреваю, что это часто реакция на какую-либо трагедию или разовое событие типа юбилея или Олимпийских игр. Однако этим следует заниматься систематически и широко -  при этом архивы должны выявлять и собирать материалы, документирующие то, как люди живут своей жизнью в настоящее время.

Нам нужно уделить первостепенное внимание сбору электронных объектов, но, помимо захвата таких объектов, архивы должны также просвещать людей относительно того, как им сохранять собственные электронные материалы – это, как я полагаю, является ключевым аспектом роли архивов в электронном обществе – заставляя людей осознать свою роль в документировании этого общества. В этих целях нам, возможно, удастся использовать явно выраженный интерес людей к документированию собственной истории (его отражает широкомасштабное использование инструментов социальных сетей).

Моя вторая идея относительно изменившейся роли архивов в электронном обществе предполагает переосмысление нашей миссии. Часто, когда мы говорим о миссии или цели архивов, речь идёт о материалах – об их приобретении, обеспечении сохранности и доступа к ним. Я полагаю, что вместо этого при формулировании нашей миссии мы должны сделать акцент на людей.

Таким образом, моя вторая рекомендация заключается в том, что архивам следует активно помогать людям и взаимодействовать с ними прямо сейчас. Нужно помогать и тем людям, которые не знают, что они нуждаются в помощи; и вовлекать людей, которые ещё не знают, что хотят быть вовлечёнными.

Я хочу подчеркнуть два аспекта той формы, в которой это будет делаться.

Во-первых, мы должны смотреть на нашу миссию таким образом, чтобы она включала обогащение жизни людей за счёт лучшего понимания и оценки прошлого.

В такой модели архивы является своего рода платформой для обучения, где коллекции вторичны по отношению к обучению. Данная рекомендация имеет много общего с тем, как библиотеки стремятся сейчас пересмотреть свою миссию, фокусируя внимание не на книгах, а на предоставлении информации и выполнении роли центров обучения и общения.

Это означает подчеркивание значения архивистов как экспертов не только в области архивного дела, но и по историческим вопросам, связанным с их коллекциями. Во многих случаях такой подход будет также означать перераспределение ресурсов в пользу функций, направленных на внешнее взаимодействие - на пропаганду, образование, а также создание интерактивных веб-продуктов.

Второй аспект по-новому понимаемой миссии - просвещение и информирование людей о важности понимания контекста информации - что очень важно в электронном обществе. Архивисты понимают значение контекста, но большинство людей - нет, особенно когда дело касается электронной информации. Это связано с более масштабной потребностью в электронной грамотности – нужно, чтобы люди лучше разбирались в том, как определять происхождение интересующих их материалов, с тем, чтобы лучше их понимать.

Подведем итоги. Какой же должна быть роль архивов быть в электронном обществе?

Во-первых, мы должны активно и напористо документировать «настоящее».

Мы должны это делать потому, что во многих случаях второго шанса захватить эту документацию не будет. Либо мы сделаем это сейчас, либо эти материалы будут утрачены. Или же это будет сделано другими, что ещё сильнее укрепит мнение о неактуальности архивов по отношению к потребностям сегодняшнего дня.

И мы должны активно и напористо помогать людям и вовлекать их прямо сейчас, смещая фокус миссии архивов на оказание людям помощи в понимании и оценке истории и в понимании значения контекста информации в электронную эпоху.

Действительно провокационными эти предложения может сделать кардинальное перераспределение ресурсов с целью сосредоточиться на «настоящем» и сделать акцент на пропаганде и образовании, за счет сокращения ресурсов, направляемых на наши внутренние процессы.

Перемены по этим двум направлениям сделают нас востребованными и полезными здесь и сейчас, посредством использования наших знаний, навыков и наших коллекций, и дальнейшего развития с опорой на них. Упор здесь делается на распространении архивных знаний и понимания ценности того, что мы знаем, а не только то, что мы храним.

Традиционно в качестве вершины знаменитой иерархии человеческих потребностей Абрахама Маслоу (Abraham Maslow, см. http://ru.wikipedia.org/wiki/Маслоу,_Абрахам_ХарольдН.Х.) указывается «самоактуализация» (self actualization), но ученые отмечают, что в своих более поздних работах он говорил о еще более высоком уровне потребностей: необходимость преодолеть самого себя (self-transcendence), продолжить дело за пределами собственной личности. Архивы могут помочь людям вступить в контакт с чем-то большим, чем они сами – с коллекциями, документирующими историю и с историей, которую эти документы отражают.
   
И это, как мне кажется, является ключом к роли архивов в условиях электронного общества: образовывать людей и взаимодействовать с ними сегодня.

Спасибо за внимание!
А теперь я буду использовать данный блог в качестве платформы и попрошу вашей помощи: использование этой достаточно редко упоминаемой части иерархии потребностей Маслоу («самопревосхождения») в отношении людей, взаимодействующих с культурным наследием, не является моим изобретением. Я видела эту мысль в какой-то статье или презентации, но не могу вспомнить или найти источник. Я бы очень хотела дать, как полагается, ссылку на человека, который первый сказал об этом -  или, по крайней мере, на автора работы, в которой я увидела эту мысль. Если вы что-то подобное видели, пожалуйста, дайте мне знать, и я постараюсь дать ссылку на нужного автора.

Полагаю, что я таким образом проделала достаточно «провокационную» работу. Когда будут выложены выступления других «агентов», я дам на них ссылки. Я аплодирую канадскому архивному сообществу за организацию этого саммита. Для меня он был очень информативным событием, и вдохновляет то, что так много людей (как в зале конференции, так в пунктах удаленного просмотра прямой трансляции, организованных по всей стране) горят желанием инициировать и продолжить разговор о будущем архивов в Канаде.

Кейт Теймер  (Kate Theimer)

Дополнительная информация: Те, кто хорошо владеет английским языком, могут также посмотреть видеозапись пленарного доклада Кейт Теймер на одной из недавних конференций, в котором она говорила об изменении миссии архивов в новых условиях, см. http://vimeo.com/54397049

Источник: блог ArchivesNext
http://www.archivesnext.com/?p=3668

Комментариев нет:

Отправить комментарий