Содержание Перечня следующее:
1. Кредитование, инвестирование
2. Операции по вкладам (депозитам)
3. Расчетные операции
4. Инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание
5. Купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной форме, иные валютные операции
6. Депозитарное обслуживание
7. Сделки, осуществляемые кредитными организациями (залог, поручительство кредитной организации, обращение взыскания на имущество должника и переход данного имущества в собственность кредитной организации (непрофильные активы), предоставление в аренду специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей, доверительное управление имуществом)
8. Операции на финансовых рынках (с ценными бумагами)
9. Операции (сделки) с драгоценными металлами, монетами из драгоценных металлов, а также драгоценными камнями
10. Операции с банком России
11. Межбанковские отношения и обслуживание клиентов
12. Бухгалтерский учет и отчетность
13. Обеспечение стабильности и развития кредитной организации (мониторинг, финансовый анализ, риски, резервы (фонды)
14. Защита прав, интересов вкладчиков и кредиторов кредитных организаций
Уже по оглавлению Перечня видно, что в него включены документы, которые касаются только банковской сферы.
Работа над этим документом началась ещё в 2013 году по государственному контракту №01731000114 13 000018 от 11 февраля 2013 года, и его проект за 4 млн. рублей подготовил ВНИИДАД (см.: http://rusrim.blogspot.ru/2013/08/blog-post_9444.html ). Таким образом, Перечень поставил рекорд по длительности разработки, которая шла весьма непросто. Её историю можно проследить по постам на моем блоге:
- 5 августа 2013 г. «Меры по развитию российской экономики и банковской отрасли: Правительство говорит одно, разработчики нового Перечня для кредитных организаций делают прямо противоположное», http://rusrim.blogspot.com/2013/08/blog-post_9444.html
- 10 сентября 2013 г. «Продолжение истории Перечня документов кредитных организаций: Все заковыристее и заковыристее», http://rusrim.blogspot.com/2013/09/blog-post_10.html
- 17 декабря 2013 г. «Перечень документов, образующихся в процессе деятельности кредитных организаций, и инструкцию по его применению хотят «легализовать»», http://rusrim.blogspot.com/2013/12/blog-post_17.html
- 30 сентября 2014 г. «Разработка Перечня документов, образующихся в процессе деятельности кредитных организаций, с указанием сроков хранения, теперь предусмотрена законодательством», http://rusrim.blogspot.com/2014/09/blog-post_30.html
- 9 июня 2015 г. «Новости о Перечне для кредитных организаций», http://rusrim.blogspot.com/2015/06/blog-post_83.html
- 19 октября 2015 г. «Новости о Перечне документов кредитных организаций из первых уст», http://rusrim.blogspot.com/2015/10/blog-post_19.html
- 30 января 2017 г. «Утвержден Перечень документов, образующихся в процессе деятельности кредитных организаций», http://rusrim.blogspot.com/2017/01/blog-post_50.html
- 7 марта 2017 г. «Банки пошли в наступление на Перечень кредитных организаций», http://rusrim.blogspot.com/2017/03/blog-post_21.html
- 20 марта 2017 г. «А.Н.Артизов о Перечне для кредитных организаций», http://rusrim.blogspot.com/2017/03/blog-post_68.html
- 2 мая 2017 г. «Перечень кредитных организаций: Долгая дорога в дюнах», http://rusrim.blogspot.com/2017/05/blog-post_43.html
- 3 мая 2017 г. «Приказ об утверждении Перечня кредитных организаций будет отменён», http://rusrim.blogspot.com/2017/05/blog-post_3.html
- 15 сентября 2017 г. «Перечень кредитных организаций: Решения по его доработке», http://rusrim.blogspot.com/2017/09/blog-post_79.html
Установление сроков хранения документов – вопрос далеко не тривиальный, здесь требуется учесть очень много факторов и нюансов. Я планирую более внимательно изучить содержание Перечня, и о результатах расскажу в последующих постах на блоге.
Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=422444
А нет ли новостей о разъясняющей этот перечень инструкции? Согласно Положению о Росархиве он должен совместно с ЦБ РФ разработать и опубликовать её. Перечень вступил в силу с 30.07.2022, а инструкции нет...
ОтветитьУдалитьК сожалению, с инструкциями Росархив запаздывает :(
УдалитьНапример, в План научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых на основе государственного задания Росархива на 2019 год, утвержденных Приказом Росархива от 28.12.2018 № 217, была включена подготовка проекта Инструкции по применению «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, с указанием сроков хранения» (п.1.4). Проект инструкции был подготовлен (ID проекта 01/02/03-22/00125718), но до она сих пор не утверждена, хотя сам Перечень утверждён и вступил в силу 13 февраля 2022 года.
Предполагаю, что работа над документом идёт, так что нужно подождать. В то же время я бы не ждала от будущей инструкции многого – скорее всего, будет переписана Инструкция по применению Перечня типовых управленческих архивных документов, которая, с мой точки зрения, представляет собой документ из серии «для чайников», толком не объясняющий практически очень сложный и имеющий много нюансов вопрос об установлении сроков хранения документов как с учётом законодательно-нормативных требований, так и потребностей и рисков самой кредитной организации.
Спасибо за ответ!
УдалитьДа, на практике уже возникли некоторые вопросы. Например, в письме Банка России от 30.07.2021 № ИН-03-46/58 кредитным организациям рекомендовано хранить документы о кредитной истории лица не менее семи лет. Да, это только рекомендация и основывается она уже на закреплённом в Положении Росархива и инструкции к нему 2019 г. праве организаций продлять сроки хранения и даже отправлять на постоянное многие документы. Но почему бы не отразить эту рекомендацию в специальном документе, в разработке которого Банк России сам принимал участие...
Ответ на вопрос «почему». Перечень кредитных организаций – очень объёмный документ, и если его делать по совести, то каждая статья требует немалых трудозатрат (на поиск по законодательству, на знакомство с отраслевой практикой, на изучение судебной практики). На это сегодня нет сил и квалифицированных специалистов не только у Росархива, но даже и у Банка России. Когда-то давно к работе над перечнем пытались привлечь банковскую ассоциацию, собрали замечания – оказалось, что серьёзные замечания были буквально к каждой статье, при этом мнения специалистов сильно расходились (что вполне понятно: есть законодательно-нормативные требования, но не для всех видов документов; и есть собственные интересы, которые у разных банков неодинаковые).
Удалить