четверг, 4 августа 2022 г.

Нотариусам вернули контроль над «их» усиленной электронной подписью

Федеральный закон №339-ФЗ от 14 июля 2022 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополнил полномочия Федеральной нотариальной палаты (статья 30) в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года №4462-I. Палата:

«… учреждает не более одного юридического лица в целях осуществления функций удостоверяющего центра в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года №63-ФЗ «Об электронной подписи» и несет солидарную ответственность за убытки, причиненные третьим лицам вследствие их доверия к информации, указанной в сертификате ключа проверки электронной подписи, выданном таким удостоверяющим центром, или информации, содержащейся в реестре сертификатов, который ведет такой удостоверяющий центр»

Одновременно, в федеральном законе от 6 апреля 2011 года №63-ФЗ «Об электронной подписи» определен порядок аккредитации такого удостоверяющего центра (ст.16).

Для справки: При аккредитации удостоверяющего центра (ч.3) требуется, чтобы минимальный размер собственных средств (капитала) составляет не менее чем один миллиард рублей либо пятьсот миллионов рублей при наличии не менее чем в трех четвертях субъектов Российской Федерации одного или более филиала или представительства удостоверяющего центра.

В случае аккредитации юридического лица, осуществляющего функции удостоверяющего центра и учрежденного Федеральной нотариальной палатой (ФНП), это требование подлежит выполнению совместно ФНП и таким УЦ.

Это юридическое лицо «несёт ответственность за убытки, причиненные третьим лицам вследствие их доверия к информации, указанной в сертификате ключа проверки электронной подписи, выданном таким удостоверяющим центром, или информации, содержащейся в реестре сертификатов. ФНП несет солидарную ответственность с юридическим лицом, осуществляющим функции УЦ и учрежденным ею, за счет собственных средств в размере не более одного миллиарда рублей в совокупности за все указанные в настоящей части убытки (ч.3.2)».

Мой комментарий:
Напомню, что Федеральный закон от 27 декабря 2019 года №476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи» и статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»» установил, что нотариусы должны получать УКЭП в УЦ Федеральной налоговой службы. До этого, начиная с 2010 года, нотариусы получали УКЭП в Удостоверяющем центра нотариата России, созданном при Фонде «Центр инноваций и информационных технологий»

В настоящее время этот УЦ действует. Так, например, приказом Директора Фонда «Центр инноваций и информационных технологий» №01-01.1/1 от 09 января 2019 года был утвержден «Регламент деятельности удостоверяющего центра нотариата России по созданию и управлению неквалифицированными сертификатами ключей проверки электронной подписи» (см.: https://fciit.ru/files/reglament_no_qual.pdf ).

Отмечу, что норму, обязывающая нотариусов получать УКЭП в УЦ ФНС, никто не отменял, и возникают вопросы: какого рода подписи будет выдавать удостоверяющий центр нотариата России? Кто будет его основными клиентами – любые физические лица или сотрудники нотариальных контор?

Источник: Консультант Плюс
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=421922

Комментариев нет:

Отправить комментарий