понедельник, 8 августа 2022 г.

Перечень кредитных организаций: Условные сроки хранения - и не только

Установление сроков хранения для значительной части документов строится на том, что необходимо обеспечить их сохранность в течение определенного количества лет после создания. Однако сроки хранения других документов и дел отсчитываются от наступления определенных событий-триггеров, и до тех пор, пока это событие не произойдёт, срок их хранения даже не начнёт отсчитываться. И если не обратить на условия отсчёта сроков хранения, то повышается риск преждевременного уничтожения документов, порой даже ещё до начала отсчёта их срока хранения.

В российском делопроизводстве и архивном деле условные сроки хранения установлены, в том числе:

  • Для кадровых дел - отсчет сроков хранения начинается с даты прекращения трудовых отношений;

  • Для договорной документации - отсчет сроков хранения начинается с даты прекращения или истечения срока действия договора или контракта;

  • Для научно-технической документации - отсчет сроков хранения начинается с даты вывода из эксплуатации оборудования или объекта;

В новом «Перечне документов, образующихся в процессе деятельности кредитных организаций, с указанием сроков их хранения», утвержденном Положением Федерального архивного агентства №1 и Центрального банка Российской Федерации №801-П от 12 июля 2022 года, условных сроков хранения тоже хватает.

Отмечу, что значительная часть групп документов имеет стандартные сроки хранения:

  • Постоянно – 61;
  • 15 лет – 1;
  • 10 лет – 68;
  • 5 лет – 385;
  • 3 года – 20;
  • 1 год – 11;
  • До минования надобности – 2.

Среди документов 5-летнего срока хранения есть и документы с условным сроком, например:

  • 5 лет после прекращения обязательств по договору – 56;

  • 5 лет после окончания ведения книги на бумажном носителе от руки или с даты распечатывания листа книги в случае ее ведения с использованием технических средств и программного обеспечения – 2;

  • 5 лет при условии завершения проверки – 34.        

Если первый вариант ни у кого у специалистов возражений не вызывает, то два других являются спорными и вызывают вопросы.

Начнем с того, что для того, чтобы отсчитывать срок хранения от «даты распечатывания листа книги», нужно для начала будет задокументировать эту дату. Боюсь, что в большинстве организаций об этом вряд ли кто задумается.

Ещё больше вопросов вызывает условие уничтожения документов «при условии завершения проверки» - при этом, согласно скверной старой традиции (и игнорируя многолетнюю критику специалистами данного пережитка времён царя Кощея), не уточняется, о какой именно проверке идёт речь!

Перечень документов, образующихся в процессе деятельности кредитных организаций, с указанием сроков их хранения», утв. Положением Федерального архивного агентства №1 и Центрального банка Российской Федерации №801-П от 12 июля 2022 года

421. Первичные учетные документы - 5 лет при условии завершения проверки

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Статья 29. Хранение документов бухгалтерского учета

1. Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

2. Документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.

В Перечне только для 6 видов документов явным образом «допускается хранение в электронном виде», это:

  • Лицевые счета (выписки из лицевых счетов) по всем счетам, кроме счетов по учету уставного капитала;

  • Книги регистрации открытых счетов;

  • Ведомости остатков по счетам кредитной организации;

  • Банковская и иная отчетность кредитных организаций, представляемая в Банк России, за исключением отчетности, указанной в пункте 425 настоящего Перечня;

  • Бухгалтерская (финансовая) отчетность кредитных организаций, представляемая в Банк России;

  • Ежедневные балансы и оборотные ведомости.

При этом еще в 3 статьях упоминается, что документы «создаются в электронном виде»:

21. Документы по конкурсам, аукционам, запросам котировок в электронной форме, проводимым Минфином России

389. Документы (договоры, акты, распоряжения в электронном виде) по участию кредитной организации в платежной системе Банка России

473. Документы, сведения, сообщения, отчеты, предусмотренные законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - ПОД/ФТ):

б) отчеты и извещения в виде электронного сообщения, формализованные электронные сообщения, квитанции, уведомления.

Отмечу, что банковская сфера – один из лидеров использования электронных документов. Значительная часть операций проводится с клиентами удаленно и онлайн, и документируется электронным образом. Печально, что этот факт практически не нашёл отражения в Перечне.

Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=422444

Комментариев нет:

Отправить комментарий