вторник, 30 сентября 2014 г.

Разработка Перечня документов, образующихся в процессе деятельности кредитных организаций, с указанием сроков хранения, теперь предусмотрена законодательством


26 сентября 2014 года Государственная Дума приняла в 3-м чтении очередной закон с очень содержательным названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который существенно меняет ситуацию с использованием Перечней с указанием сроков хранения.

Закон внес точечные изменения в следующие законы:
  • Федеральный закон от 02 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;

  • Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;

  • Федеральный закон от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».
В пояснительной записке к проекту федерального закона отмечается (см.: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(ViewDoc)?OpenAgent&work/dz.nsf/ByID&108FC7973B838A7B43257C4A004059CD), что он разработан в целях определения Правительством РФ федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на утверждение совместно с Банком России перечня документов, образующихся в процессе деятельности кредитных организаций, не являющихся типовыми архивными документами, с указанием сроков их хранения и предоставлением указаний по их применению.

Для справки: В принятом в 2004 гуду федеральном законе «Об архивном деле в Российской Федерации» перечни документов упоминаются дважды:
  • «Специально уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти утверждает перечни типовых архивных документов с указанием сроков их хранения.» (п.3 ст.6);

  • «Федеральные органы государственной власти, иные государственные органы Российской Федерации разрабатывают и утверждают по согласованию со специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечни документов, образующихся в процессе их деятельности, а также в процессе деятельности подведомственных им организаций, с указанием сроков хранения.» (п.1 ст.23).
Таким образом, Министерство культуры до сих пор имеет право утверждать «Перечни типовых архивных документов», а «Перечни с указанием сроков хранения» разрабатываются федеральными органами исполнительной власти - для себя и для подведомственных организаций.

Поскольку коммерческие организации никому не подведомственны, то разработанные федеральными органами исполнительной власти в соответствии с новым законом, Перечни не имеют к ним никакого отношения и их нельзя использовать в качестве нормативных документов при установлении сроков хранения.

Новым законом уточнено (часть 3 статьи 6), что теперь специальный уполномоченный орган утверждает не только перечни архивных документов, но и «инструкцию по применению этих перечней». Это достаточно серьезное изменение, поскольку, например
«Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» был утвержден приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 без раздела «Указания по применению» именно по той причине, что его наличие не было предусмотрено законодательством.

В пояснительной записке к законопроекту даны довольно невнятные обоснования необходимости в таких указаниях:
«В законопроекте предлагается наделить федеральный орган исполнительной власти полномочиями по предоставлению официальных единообразных указаний по применению перечней типовых архивных документов, так как перечни типовых архивных документов являются основой для формирования отраслевых перечней документов (перечней документов, образующихся в процессе деятельности организаций, отражающих специфику деятельности организаций в соответствующей сфере, в том числе и в сфере кредитных организаций).»
С одной стороны, установление единообразных подходов - дело хорошее, т.к. оно может способствовать более согласованной практике установления сроков хранения документов в различных организациях. С другой стороны, уполномоченный орган вполне может попытаться (и такое уже бывало при разработке последних перечней) включить в эти указания положения, незаконно «подправляющие» имеющие большую юридическую силу законы и нормативные акты. Он может, например, установить, что для всех документов сроки хранения должны отсчитываться с 1 января года, следующего за годом, в котором те завершили выполнение своих функций, а не от соответствующей календарной даты. В определенных случаях (особенно в бумажном делопроизводстве) такой подход является оправданным, однако распространять его на документы, которым законодательством сроки хранения установлены иначе, будет неправомерно (не говоря уже о том, что, в среднем, срок хранения документов увеличивается при этом на полгода, и соответственно возрастают экономически неоправданные затраты организаций на их хранение).

Кроме того, в законе теперь явно упомянут Перечень документов, образующихся в процессе деятельности кредитных организаций, с указанием сроков хранения указанных документов. Статья 23 закона дополнена частью 11 следующего содержания:
Федеральный закон от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»

Статья 23. Обязанности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций по комплектованию государственных и муниципальных архивов архивными документами

11. Специально уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти утверждает совместно с Центральным банком Российской Федерации (Банком России) перечень документов, образующихся в процессе деятельности кредитных организаций, с указанием сроков хранения указанных документов и утверждает инструкцию по применению этого перечня.
С кредитными организациями ситуация сложилась запутанная, так как в двух федеральных законах, регламентирующих их деятельность и процедуры ликвидации, были упомянуты некие перечни, на основании которых должна была решаться судьба их документов. Теперь в этих законах четко установлено, что это нужно делать на основании «Перечня документов, образующихся в процессе деятельности кредитных организаций, с указанием сроков хранения указанных документов»:
Федеральный закон от 02 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности»

Статья 23. Ликвидация или реорганизация кредитной организации

Было: ... Ликвидационная комиссия обязана передать подлежащие обязательному хранению документы кредитной организации на хранение в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с перечнем, который утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и Банком России.

Стало: … Ликвидационная комиссия обязана передать документы, образовавшиеся в процессе деятельности кредитной организации на хранение в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с перечнем документов, образующихся в процессе деятельности кредитных организаций, с указанием сроков хранения указанных документов, который утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и Банком России.

Федеральный закон № 40-ФЗ от 25 февраля 1999 года «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»

Статья 50.21. Полномочия конкурсного управляющего
   
Было: 10) передать подлежащие обязательному хранению документы должника на хранение в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в соответствии с перечнем, который утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и Банком России;

Стало: 10) передать документы, образовавшиеся в процессе деятельности кредитной организации на хранение в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в соответствии с перечнем образующихся в процессе деятельности кредитных организаций, с указанием сроков хранения указанных документов, который утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и Банком России;
Стоит отметить, что наши горе-законотворцы опять не смогли довести дело до конца :)  Дело в том, что в законе «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» есть еще она статья (ст.48), которая упоминает перечень. В нее никаких изменений не внесено, так что её требования остаются прежними:
Федеральный закон № 40-ФЗ от 25 февраля 1999 года «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»

Статья 48. Порядок ликвидации кредитной организации

п. 5. После завершения процедуры конкурсного производства и ликвидации кредитной организации в Архивный фонд Российской Федерации передаются документы в порядке и в соответствии с перечнем, которые утверждаются государственным органом, осуществляющим государственную политику в области архивного дела, и Банком России.
Мой комментарий: Можно только приветствовать четкую регламентацию того, какой перечень должен использоваться кредитными организациями. С другой, сразу же появляется вопрос – а почему только кредитные организации удостоились права иметь свой перечень, который для них разработают уполномоченный орган и Банк России?

В 2013 году по государственному контракту №01731000114 13 000018 от 11 февраля 2013 года ВНИИДАД за 4 млн. рублей должен был разработать проект такого перечня (см.: http://rusrim.blogspot.ru/2013/08/blog-post_9444.html ). В самом контракте срок его исполнения указан 15 ноября 2013 года. На сайте госзакупок информации о закрытии контракта нет, не размещен также и акт сдачи-приемки работ по государственному контракту, а сам контракт значится «на исполнении».

По моим сведениям, проект Перечня для кредитных организаций в настоящее время находится на согласовании в Банке России, и кредитные организации вполне возможно могут получить «новогодний подарок» в виде обязательного к применению перечня, да еще и с инструкцией по его использованию. Также вполне вероятно, что в этом Перечне будут существенно увеличены сроки хранения многих документов, и, поскольку этот Перечень будет теперь подзаконным нормативным актом, к ним придётся отнестись всерьёз.

[Дополнение от 07.10.2014] Президентом подписан Федеральный закон от 04.10.2014 №289-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.

Источник: Консультант Плюс / сайт Государственной Думы
http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(ViewDoc)?OpenAgent&work/dz.nsf/ByID&108FC7973B838A7B43257C4A004059CD

Комментариев нет:

Отправить комментарий