Дело, которое в ноябре 2013 года было рассмотрено Президиумом Санкт-Петербургского городского суда (Постановление № 44г-135/13), интересно тем, что суды признали, что свидетельство об удостоверении тождественности лица, изображенного на фотографической карточке, не может служить документом, удостоверяющим личность гражданина, поскольку не удостоверяет личность гражданина и не подтверждает его гражданство. В то же время суды всех трех инстанций признали незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга об отказе в назначении гражданину социальной пенсии.
Суть спора
Опекунша гражданки, являющейся инвалидом с детства и имеющей бессрочную группу инвалидности, обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга с заявлением о назначении своей подопечной социальной пенсии по инвалидности в соответствии со ст. 11 федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Решением Управления в назначении социальной пенсии по инвалидности было отказано в связи с тем, что опекуном в качестве документа, удостоверяющего личность, возраст и гражданство, было представлено свидетельство об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке, выданное нотариусом, поскольку данный документ не предусмотрен действующим законодательством для назначения пенсии. Такое свидетельство не может служить документом, удостоверяющим личность гражданина в целях применения пенсионного законодательства, поскольку не удостоверяет личность и не подтверждает гражданство, а лишь удостоверяет факт тождественности личности с лицом, изображенным на фотографической карточке.
Позиция Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга
Разрешая данный спор по существу, суд исходил из норм законодательства, в соответствии с которыми установлено, что паспорт РФ является основным, но не единственным документом, удостоверяющим личность гражданина на территории РФ.
По мнению суда, согласно п. 15 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в качестве документа, удостоверяющего личность, возраст и гражданство лица, которому устанавливается пенсия, предъявляется паспорт этого лица.
Суд сослался на ст. 84 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11 февраля 1993 года, в соответствии с которой нотариус удостоверяет тождественность личности гражданина с лицом, изображенным на представленной этим гражданином фотографии. По мнению суда, представленное удостоверение достаточно для назначения социальной пенсии.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга в ноябре 2012 года исковые требования были удовлетворены: признано незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга об отказе в назначении гражданке социальной пенсии.
Суд обязал Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга назначить гражданке социальную пенсию с февраля 2012 года.
Апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда в марте 2013 года решение оставлено без изменения.
Позиция Президиума Санкт-Петербургского городского суда
Суд отметил, что согласно ст. 10 федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.
Поскольку до настоящего времени такой закон не принят, Указом Президента РФ от 13 марта 1997 года № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» был введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ.
Суд отметил, что паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории РФ.
По мнению суда, выдаваемое в соответствии со ст. 84 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» свидетельство об удостоверении тождественности лица, изображенного на фотографической карточке, не может служить документом, удостоверяющим личность гражданина, т.к. оно лишь удостоверяет факт тождественности личности с лицом, изображенным на фотографической карточке. Свидетельство не содержит юридически значимой информации, необходимой для целей пенсионного обеспечения, в частности, о принадлежности к гражданству РФ.
В то же время суд не стал отменять решения судов низших инстанций об обязании назначить гражданину пенсию, обосновав это тем, что «полномочие вышестоящего суда по пересмотру дела должно осуществляться в целях исправления судебных ошибок, неправильного отправления правосудия, а не пересмотра дела по существу.»
Президиум оставил без изменения решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга и апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Источник: Петербургский правовой портал
http://ppt.ru/texts/index.phtml?id=75191
Комментариев нет:
Отправить комментарий