четверг, 11 сентября 2014 г.

Архивисты Законодательного совета Гонконга считают, что для обеспечения сохранности государственных документов необходимо принять закон об архивах, часть 2


(Окончание, начало см. http://rusrim.blogspot.ru/2014/09/1.html )

Документы 1891 года. Фото: K.Y.Cheng

Как бывшие сотрудники GRS, Чой и Ван знаю, как мало внимания государственные служащие обращают на призывы граждан к прозрачности и подотчетности.

«С начала 1990-х годов правительство утаивало от общественности ряд документов. Не зная, что в них содержится, общественность не может потребовать их раскрытия. Я не знаю другой страны, в которой не было бы закона об архивах. В отсутствие такого закона государственные органы могут без разбора уничтожать свои старые документы», - говорит Чой.

В качестве примера она приводит данные, собранные в ходе переписей населения. Когда Национальные Архивы Великобритании несколько лет тому назад открыли общественности доступ к имевшимся у них данным переписей прошлого века, интерес к эти документам был так велик, что сервера не выдержали нагрузки.

Указ о проведении переписей в Гонконге предусматривает, что все файлы должны быть уничтожены по миновании надобности, - но, как считает Чой, если бы действовал архивный закон, он мог бы пересилить эти положения. По её словам, «Данные переписей - это ценная информация, которая отражает развитие общества и генеалогию населения».

Вышедший на пенсию бывший директор Управления государственных документов Саймон Чу (Simon Chu). Фото: Dickson Lee

По словам бывшего директора GRS Саймона Чу Фукюна (Simon Chu Fook-keung) отсутствие у властей планирования преемственности привело к хаосу в GRS после ухода его единственных двух сертифицированных архивистов.

Он в своё время принял Чой и Вана на работу, но в конечном итоге, эта пара покинула GRS, поскольку они были горько разочарованы невниманием государства к проблемам архивного дела, - поясняет Саймон Чу, вспоминая, как при переезде из Центрального района Гонконга Управлению было выделено помещение рядом со складом опасных грузов в Туен Мун (Tuen Mun).

«Даже нынешний директор GRS, Стенли То (Stanley To), по профессии не архивист. Согласно существующим требованиям, государственные служащие министерского уровня обязаны передавать свои старые документы директору GRS для проведения экспертизы ценности перед уничтожением. Но [если] сам директор не имеет архивной подготовки, то как он может судить о том, что следует сохранить?»

Как сообщил пресс-секретарь GRS, сейчас в Управлении работает 17 специалистов-архивистов. «Для занятия такой должности требуется иметь степень бакалавра по истории, политологии, государственному управлению или по профильной дисциплине от университета Гонконга, и два года отучиться в аспирантуре по соответствующим направлениям. Шесть из этих 17 специалистов имеют диплом об окончании аспирантуры по управлению архивами или ему эквивалентный, выданный авторизованным учреждением».

Однако Саймон Чу, ставший наряду с несколькими учеными, ушедшими в отставку судьями и архивистами одним из со-основателей «Архивной группы действий» (Archives Action Group), продвигающей принятие закона об архивах, считает, что такой уровень квалификации недостаточен для профессионального архивиста.

В прошлом новые сотрудники GRS проходили внутреннее обучение в течение двухлетнего испытательного срока. По окончании испытательного срока специалист мог обратиться с просьбой о признании его квалификации в американскую Академию сертифицированных архивистов (Academy of Certified Archivists). «Только после получения сертификата они становились профессиональными архивистами».

Чой объясняет, что есть два способа удовлетворить требованиям Академии, Кандидаты, имеющие степень магистра в области архивной науки, должны иметь также год опыта практической работы по профилю. Лица, имеющие степень магистра по другим дисциплинам, таким, как история и политология, должны иметь двухгодичный стаж работы по специальности.

«Для получения аккредитации нужно либо сдать экзамен, либо доказать Академии получение соответствующей подготовки», - говорит Чой.

Документы, хранящиеся в государственном архиве в Адмиралтействе

Но, добавляет она, даже квалифицированным архивистам приходится возобновлять свою сертификацию каждые пять лет с тем, чтобы быть в курсе новых знаний в архивном деле.

Несмотря на то, что она ушла из GRS разочарованной, Чой ценит предоставленную ей за длительное время работы в Управлении возможность «окунуться» в различные вопросы.

«Когда правительство в 1994 году, наконец, согласилось профинансировать здание для своего архива, я вместе с моим начальником и с архитектором искала информацию о том, как построить такую структуру. Я узнал много нового - например, как выбрать кирпичи и как построить непроницаемую для насекомых камеру», - рассказывает она.

В прошлом она думала, что работа с архивными документами сводится лишь к систематизации дел, однако «очень многое нужно сделать после того, как архив будет сформирован», - объясняет Чой.

«У меня появился особый интерес к правовым аспектам; ведь открытие архивов для общественного пользования обусловлено рядом правовых ограничений. При каких обстоятельствах [материал] может быть сделан доступным для общественности? Содержатся ли в нём персональные данные? Имеется ли соглашение о конфиденциальности, заключенное между архивом и лицом, передавшим [документы] на хранение?»

Чой также приводит в качестве примера видеозаписи заплывов в порту и других общественных мероприятий 1960-х и 1970-х годов, которые они убедили государственные органы сдать в GRS. «Могут ли эти кадры использоваться телеканалами для коммерческих целей? Можно ли их копировать для исследователей? Понимание правовых аспектов архивного дела может помочь ответить на все эти вопросы.»

Для Вана, получившего степень магистра истории в Китайском университете (Chinese University), исследования – это самая интересная часть его архивной работы. «За двадцать лет работы в государственных органах, я курировал различные министерства, контролируя создание архивных фондов. В них я вижу историю и развитие различных государственных ведомств.»

Ван вспоминает, как сотрудники кадастрового ведомства показали ему проекты планов аренды королевских земель на Новых территориях, которые они обнаружили на дне старых ящиков. «Это все были выполненные вручную чертежи. В книгах по истории я читал о том, что после уступки Новых территорий Британии в 1898 году колониальное правительство привезло большую группу геодезистов из Индии для проведения обмера земель в целях сбора налогов. Я впервые смог действительно увидеть и пролистать реальные документы,» - говорит Ван. «Я был очень взволнован».

Недавнее открытие архивов Законодательного совета для публичного просмотра пролило свет на эту редкую профессию, о которой общественность мало что знает, но которая выполняет важную обязанность по обеспечению сохранности истории и памяти города.

По мнению Чой и Ванна, самая большая привилегия архивиста - это возможность просматривать документы, дающие ответы на некоторые из величайших тайн города, одной из которых является причина смерти Брюса Ли Сиулуна (Bruce Lee Siu-lung).

«Правила Управления коронера диктуют, что только люди, имеющие законные для того основания, такие, как ближайшие родственники, могут увидеть отчет о коронерском расследовании причин смерти. Однако мы, как люди, работающие с архивными фондами, - мы знаем. Но, конечно же, мы ничего не можем рассказать об этом», - отмечает Чой.

Элайн Ёу (Elaine Yau)

Источник: сайт газеты South China Morning Post
http://www.scmp.com/lifestyle/article/1581695/legco-archivists-say-archives-law-must-be-enacted-preserve-public 

Комментариев нет:

Отправить комментарий