среда, 10 сентября 2014 г.

Минздрав и Минюст подтвердили право на врачебную тайну


Приказ Федеральной миграционной службы России от 12 марта 2014 года № 181 «О порядке направления информации о регистрации и снятии с регистрационного учета по месту пребывания граждан Российской Федерации» сразу же вызвал серьезное беспокойство среди медицинских учреждений.

В этом приказе ФМС, сославшись на положения статьи 5 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в целях организации информационного обмена между территориальными органами ФМС и поставщиками сведений о регистрационном учете граждан РФ по месту пребывания установило, что предоставление информации о регистрации и снятии с регистрационного учета по месту пребывания гражданина РФ осуществляется администрациями соответствующих учреждений:
  • гостиниц,
  • санаториев,
  • домов отдыха,
  • пансионатов,
  • кемпингов,
  • туристских баз,
  • медицинских организаций или других подобных учреждений,
  • учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ.
Направление информации в электронном виде должно было осуществляться посредством передачи учетных данных в территориальные органы ФМС России в порядке, предусмотренном Регламентом информационного взаимодействия территориальных органов ФМС России с поставщиками учетных данных, утвержденным ФМС России 5 марта 2014 года № ВЛ-1/15-3074, на основании соглашений об информационном взаимодействии (п.2).
Для справки: Закон РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 (ред. от 28.12.2013) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»

Статья 5. Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в медицинской организации или другом подобном учреждении, учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, производятся соответственно по его прибытии и выбытии администрацией соответствующего учреждения.
Мой комментарий: Как видим, сам закон требований о передачи информации в ФМС не содержит.

По информации сайта MedikForum.ru, «миграционная служба требовала исполнения своего приказа и пыталась штрафовать за его нарушение, хотя медики не имели права передавать данные о пациенте в ФМС».

На помощь врачам пришел закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в котором говорится, что сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи относятся к врачебной тайне. Информация, составляющая врачебную тайну, предоставляются узко ограниченному кругу ведомств, согласно списку, в который ФМС не входит.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Статья 13. Соблюдение врачебной тайны

1. Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.
В данном случае, возникло противоречие – с одной стороны, медицинская организация не имеет права разглашать персональные данные своих пациентов; с другой – ФМС требовала исполнения её приказа и пыталась наказывать за его несоблюдение. Минздрав обратился в Минюст с просьбой разобраться с проблемой.

По информации Александра Гусева (см.: http://avgusev.livejournal.com/38650.html ), в ответ на обращение в Минздрав поступило 2 ответа от Минюста:
  • Письмом №01-50171/14 от 6 июня 2014 года Минюст обратил внимание на то, что приказ ФМС России от 12 марта 2014 года № 181 не поступал на согласование в Минздрав России, а также не был зарегистрирован Минюстом России;

  • Письмом №01-62319/14 от 15 июля 2014 года сообщалось, что в Минюст поступила копия приказа ФМС №397 от 6 июня 2014 года об отмене приказа №181.
Мой комментарий: таким образом, причиной конфликта в данном случае стало то, что ФМС нарушило правила разработки и согласования нормативно-правовых актов. В то же время развитие законодательно-нормативной базы идет столь бурно, что число таких конфликтов, с моей точки зрения, будет расти :(

Источники: Консультант Плюс, Госбук, Информационное агентство «Галерея Чижова», MedikForum.ru
http://www.infovoronezh.ru/News/Minzdrav-osporil-trebovanie-FMS-o-predostavlenii-informatsii-o-patsientah-28596.html
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=166890
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=160531
http://www.gosbook.ru/node/86734
http://www.medikforum.ru/news/medicine_news/81-vrachebnaya-tajna-razglashaetsya-v-internete.html 

2 комментария:

  1. Больницы обязаны подавать уведомления. Не вводите людей в заблуждение. см. Решение Верховного Суда РФ от 1 апреля 2013 г. N АКПИ13-161...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это решение о госуслуге. А ЛПУ эта услуга не нужна. Так что противоречий нет.

      Удалить