Приказом ФНС России от 28 июля 2014 года № ММВ-7-2/389@ утвержден «Порядок организации централизованного хранения документов, истребованных у налогоплательщиков, их контрагентов и иных лиц, располагающих документами о деятельности налогоплательщика при проведении мероприятий налогового контроля или представленных налогоплательщиками одновременно с налоговыми декларациями».
Порядок вступит в силу с момента размещения в Фонде алгоритмов и программ (ФАП) ФНС России доработанного программного обеспечения. За это отвечает Управление информационных технологий в рамках реализации мероприятий по информатизации на 2015 год (п.1).
Методологическое сопровождение применения порядка будут обеспечивать (п.3 Приказа):
- Контрольное управление - в части организации хранения истребованных документов;
- Управление камерального контроля - в части организации хранения документов, представленных налогоплательщиками одновременно с налоговыми декларациями.
Порядок определяет основные положения и принципы организации учета, централизованного хранения и уничтожения истребованных документов на бумажных носителях при передаче их в Федеральное казенное учреждение «Налог-Сервис» Федеральной налоговой службы (ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России) (п.1).
Единицей хранения документов является папка (тара), а при многотомном размещении документов - совокупность папок (тары) (п.3).
Транспортировка документов между налоговым органом и Филиалом ФКУ осуществляется по взаимному соглашению в соответствии с утвержденным Планом-графиком (п. 2.1.3.), который утверждается Филиалом ФКУ по согласованию с МИ ФНС России по КН, УФНС России.
Подготовка налоговыми органами документов, направляемых в Филиал ФКУ для централизованного хранения (п.2.2)
Документы, передаваемые в Филиал ФКУ для хранения, не подлежат сканированию или вводу данных (п.1). Решение о необходимости передачи в Филиал ФКУ документов на хранение принимает должностное лицо налогового органа, осуществлявшее работу с данным документом (за которым числится этот документ) (п.2).
Документы, передаваемые для хранения, должны быть укомплектованы в папки (п.3). Формирование папок осуществляется по принципу «документы, поступившие в ответ на конкретное требование» или «документы, поступившие с конкретной декларацией». При этом документы, поступившие в ответ на конкретное требование, размещаются в отдельную папку. Документы, поступившие с конкретной декларацией, также размещаются в отдельную папку.
Допускается использование нестандартной тары, при условии, что ее габариты допускают размещение на стеллажном оборудовании Филиала ФКУ.
Если общий размер документов превышает размер папки (тары), часть документа комплектуется в другую папку (тару) (многотомное размещение документов). Папки (тары), укомплектованные документами, поступившими в ответ на конкретное требование (с конкретной декларацией), имеют один и тот же уникальный номер, но разный номер тома.
Все документы, размещенные в одной папке (таре), будут иметь одинаковый срок хранения. Допускается использование папок (тары), полученных от Филиала ФКУ, с реквизитами, присвоенными Филиалом ФКУ (п.4).
К передаваемым папкам прилагается передаточная опись документов, составленная в 2-х экземплярах и подписанная уполномоченным сотрудником налогового органа (п.5).
Передаточная опись формируется с помощью программных средств налогового органа и содержит:
Допускается формирование названных передаточной описи и списка с использованием технологии считывания регистрационных номеров документов (описи документов), папок (тары).
Если передаваемые для хранения документы не содержат список направляемых документов, то папки (тары) направляются в Филиал ФКУ в опечатанном виде.
Мой комментарий: Какой интересный пункт! Фактически налоговым органам предоставляется возможность передавать на хранение «кота в мешке» :)
Выдача документов Филиалом ФКУ по запросу налоговых органов (п.2.4)
Для получения папки (тары) с документами на бумажном носителе налоговые органы должны направить в соответствующий Филиал ФКУ электронный запрос (п.1), который имеет право направить только налоговый орган по месту нахождения (администрирования) налогоплательщика (п.2).
Филиал ФКУ, получив электронный запрос, подготавливает запрошенные папки и формирует акт приема-передачи папок (тары), выдаваемых из хранилища. Срок подготовки папок (тар) к выдаче не должен превышать 5 рабочих дней со дня получения запроса. Срок выдачи папок (тары) может быть уменьшен при предоставлении налоговым органом обоснований (п.3).
Уничтожение документов и технологических данных с истекшим сроком хранения (п.2.6)
Процесс уничтожения документов инициируется на стороне Филиала ФКУ и включает в себя (п.1):
Единицей хранения документов является папка (тара), а при многотомном размещении документов - совокупность папок (тары) (п.3).
Для справки: В правилах разъясняется:Мой комментарий: Отмечу, что ФНС в данном документе вводит новый вид единицы хранения документов – «тара». В действующих нормативных документах, регламентирующих хранение архивных документов в государственных и муниципальных архивах, единицей хранения архивных документов на бумажных носителях является дело.
- Папка - папка стандартного размера, предназначенная для хранения документов.
- Тара - папка нестандартного размера или иная тара нестандартного размера.
Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук (утв. приказом Минкультуры РФ от 18.01.2007 № 19)В новом терминологическом ГОСТ Р 7.0.8-2013 определение единицы хранения дано более широко, и «тара» под это определение тоже подпадает:
3.3.1. В целях настоящих Правил используются следующие понятия:
единица хранения архивных документов на бумажной основе - дело - отдельный(е) архивный(е) документ(ы), заключенный(е) в обособленную обложку, папку;
ГОСТ Р 7.0.8-2013 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения (утв. Приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1185-ст)Перечень налоговых органов, централизованное хранение документов которых осуществляют Филиалы ФКУ, определяется ФНС России (п.2.1.1.1).
130. единица хранения архивных документов: Учетная и классификационная единица, представляющая собой физически обособленный документ или совокупность документов, имеющая самостоятельное значение.
Транспортировка документов между налоговым органом и Филиалом ФКУ осуществляется по взаимному соглашению в соответствии с утвержденным Планом-графиком (п. 2.1.3.), который утверждается Филиалом ФКУ по согласованию с МИ ФНС России по КН, УФНС России.
Подготовка налоговыми органами документов, направляемых в Филиал ФКУ для централизованного хранения (п.2.2)
Документы, передаваемые в Филиал ФКУ для хранения, не подлежат сканированию или вводу данных (п.1). Решение о необходимости передачи в Филиал ФКУ документов на хранение принимает должностное лицо налогового органа, осуществлявшее работу с данным документом (за которым числится этот документ) (п.2).
Документы, передаваемые для хранения, должны быть укомплектованы в папки (п.3). Формирование папок осуществляется по принципу «документы, поступившие в ответ на конкретное требование» или «документы, поступившие с конкретной декларацией». При этом документы, поступившие в ответ на конкретное требование, размещаются в отдельную папку. Документы, поступившие с конкретной декларацией, также размещаются в отдельную папку.
Допускается использование нестандартной тары, при условии, что ее габариты допускают размещение на стеллажном оборудовании Филиала ФКУ.
Если общий размер документов превышает размер папки (тары), часть документа комплектуется в другую папку (тару) (многотомное размещение документов). Папки (тары), укомплектованные документами, поступившими в ответ на конкретное требование (с конкретной декларацией), имеют один и тот же уникальный номер, но разный номер тома.
Все документы, размещенные в одной папке (таре), будут иметь одинаковый срок хранения. Допускается использование папок (тары), полученных от Филиала ФКУ, с реквизитами, присвоенными Филиалом ФКУ (п.4).
К передаваемым папкам прилагается передаточная опись документов, составленная в 2-х экземплярах и подписанная уполномоченным сотрудником налогового органа (п.5).
Передаточная опись формируется с помощью программных средств налогового органа и содержит:
- Список передаваемых на хранение папок (тары),
- Сведения о требовании, на которое были получены документы или декларации, с которой были получены документы,
- Сведения о представлении документов налогоплательщиком (дата; номер письма, при наличии и т.п.),
- Дата, с которой в Филиале ФКУ будет исчисляться срок хранения,
- Штрих-код папки (тары),
- Количество томов и штрих-код самой передаточной описи.
Допускается формирование названных передаточной описи и списка с использованием технологии считывания регистрационных номеров документов (описи документов), папок (тары).
Если передаваемые для хранения документы не содержат список направляемых документов, то папки (тары) направляются в Филиал ФКУ в опечатанном виде.
Мой комментарий: Какой интересный пункт! Фактически налоговым органам предоставляется возможность передавать на хранение «кота в мешке» :)
Выдача документов Филиалом ФКУ по запросу налоговых органов (п.2.4)
Для получения папки (тары) с документами на бумажном носителе налоговые органы должны направить в соответствующий Филиал ФКУ электронный запрос (п.1), который имеет право направить только налоговый орган по месту нахождения (администрирования) налогоплательщика (п.2).
Филиал ФКУ, получив электронный запрос, подготавливает запрошенные папки и формирует акт приема-передачи папок (тары), выдаваемых из хранилища. Срок подготовки папок (тар) к выдаче не должен превышать 5 рабочих дней со дня получения запроса. Срок выдачи папок (тары) может быть уменьшен при предоставлении налоговым органом обоснований (п.3).
Уничтожение документов и технологических данных с истекшим сроком хранения (п.2.6)
Процесс уничтожения документов инициируется на стороне Филиала ФКУ и включает в себя (п.1):
- Отбор документов для уничтожения с истекшим сроком хранения (сроки хранения документов, поступающих на централизованное хранение, регламентированы приказом ФНС России от 15.02.2012 № ММВ-7-10/88@ (с изменениями к нему));
- Формирование списка документов на уничтожение по результатам отбора и его направление в электронном виде на согласование в налоговый орган;
- Уничтожение документов по результатам согласования списка документов на уничтожение налоговым органом;
- Формирование протокола уничтожения документов и направление копий в соответствующие налоговые органы;
- Продление сроков хранения документов по результатам согласования списка документов на уничтожение налоговым органом или УФНС России.
Налоговые органы рассматривают представленный список документов на уничтожение и обеспечивают его согласование в месячный срок и направляют в электронном виде согласованный список документов на уничтожение в Филиал (п.2).
По результатам согласования списка документов на уничтожение налоговыми органами может быть принято решение о продлении сроков хранения документов, которое доводится до Филиала ФКУ в электронном виде.
Мой комментарий: ФНС предлагает новый подход к организации процедуры уничтожения документов по истечении сроков хранения:
По результатам согласования списка документов на уничтожение налоговыми органами может быть принято решение о продлении сроков хранения документов, которое доводится до Филиала ФКУ в электронном виде.
Мой комментарий: ФНС предлагает новый подход к организации процедуры уничтожения документов по истечении сроков хранения:
- Отслеживать сроки хранения документов будет организация, которая хранит документы – Филиал ФКУ
- Принимать решение о возможности уничтожения документов и проводить экспертизу ценности документов будет налоговая инспекция – владелец этих документов;
- Вся процедура согласования списков документов на уничтожение проводится только в электронном виде:
- Установлен жесткий срок согласования списков на уничтожение – один месяц.
Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=166971
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=166971
Комментариев нет:
Отправить комментарий