среда, 22 мая 2013 г.

Расширение сферы применения федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»


Я уже писала о том, что Конституционный Суд Российской Федерации в августе 2012 года своим Постановлением от 18 июля 2012 года № 19-П/2012  признал ряд положений федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не соответствующими Конституции РФ (см.: http://rusrim.blogspot.ru/2012/08/blog-post_5.html ).

Во исполнение этого Постановления, Правительство разработало и 18 декабря 2012 года внесло в Государственную Думу соответствующий законопроект. Принятый Думой закон №80-ФЗ «О внесении изменений в статью 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»» был подписан Президентом 8 мая 2013 года и вступит в силу через 10 дней после официального опубликования.

Статья 1 закона № 59-ФЗ «Сфера применения настоящего Федерального закона» дополнена частью 4, которая распространяет его действие на обращения объединений граждан, включая юридических лиц, - причем не только в органы государственной власти и местного самоуправления, но и в государственные или муниципальные учреждения и иные организации, осуществляющие публично значимые функции:
Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

4. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
В новой версии изложена часть 1 статьи 2:
Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

Статья 2. Право граждан на обращение

1. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Таким образом, с момента вступление в силу закона №80-ФЗ «О внесении изменений…» обращения юридических лиц будет рассматриваться в порядке, предусмотренном законом №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». С одной стороны, это унифицирует работу с обращениями, а с другой – в очередной раз увеличит нагрузку на государственные и муниципальные органы.

Расширение круга лиц, привлекаемых к административной ответственности за нарушение порядка рассмотрения обращений

Государственным и муниципальным учреждениям и иным организациям, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам придется осваивать положения закона и налаживать работу в соответствии с его требованиями, поскольку теперь нарушение порядка работы грозит серьезными наказаниями.

Внесены изменения в статью 5.59 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), устанавливающую административную ответственность должностных лиц государственных и муниципальных учреждений и других организаций, осуществляющих публично значимые функции:
Кодекс об административных правонарушениях

Статья 5.59. Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан

Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Мой комментарий: Думаю, что всем подпадающим под действие закона органам и организациям в срочном порядке следует продумать, как они будут работать в новых условиях. В отличие от граждан, большинство юридических лиц располагает квалифицированными адвокатами, которые по первому же поводу будут обращаться в прокуратуру и требовать привлечения нарушителей к административной ответственности.

Боюсь, что, как у нас обычно бывает, многие не заметят введения этих изменений и неумышленно будут нарушать сроки реагирования на обращения, что в конечном итоге может больно ударить должностных лиц по карману.

Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=145999

4 комментария:

  1. Доброго времени суток Наташа Храмцовская и все кто в гости зайдет ...
    Вопрос

    Предусмотрена ли ответственность ,уголовная ,административная или любая другая по отношению к государственным служащим всех ветвей власти за несвоевременное обновление законодательной базы размещенной у них на интернет ресурсе ?

    Ниже я приведу пример на базе
    " Федеральный закон № 59-ФЗ от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации"
    ********************************
    Дело в том что редакций указанного закона на данный момент всего 5
    № 1 от 02.05.2006 недействующая
    № 2 от 29.06.2010 недействующая
    № 3 от 27.07.2010 недействующая
    № 4 от 07.05.2013 недействующая
    № 5 от 02.07.2013 действующая

    Так вот , большинство сайтов расположенных по Мурманской области государственных учреждений, где есть интернет приемная и люди по определению обращаются в указанные структуры ( письменно , устно или через электронную почту )
    - для всех существует единый закон
    № 59-ФЗ от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации"
    - НО хитрость в том что если использовать самую старую редакцию закона а именно
    № 1 от 02.05.2006 недействующая
    Тогда можно смело ограничивать возможность выбора вариантов ответа на обращения .
    Конкретно используется следующая формулировка :

    " Ответ на электронное обращение направляется заявителю только в письменном виде по указанному почтовому адресу. "
    Либо просто ни чего не пишут- давая понять что как бы ты запрос не делал ответ будет ТОЛЬКО В ПИСЬМЕННОМ ВИДЕ !

    Я с этим крайне не согласен !!!
    Так как ( считаю что ) такое ограничение есть прямое нарушение то го же Закона !!!
    № 59-ФЗ от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации"
    Но Только в новой редакции от № 5 от 02.07.2013 ( действующая )

    По этой причине я решил обратится в Правительство Мурманской области ( так как и у них на сайте та же шляпа !!!)

    Читать далее :http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=155764

    Я прошу если есть возможность ответить на вопрос :
    " Предусмотрена ли ответственность ,уголовная ,административная или любая другая по отношению к государственным служащим всех ветвей власти за несвоевременное обновление законодательной базы размещенной у них на интернет ресурсе ? "

    И в общем прокомментировать правильность моих действий ( с возможными рекомендациями по существу темы ).
    С уважением Андрей

    ОтветитьУдалить
  2. Андрей, добрый день,

    Я постараюсь в ближайшие дни ответить на Ваш вопрос, но, возможно, частично на него может ответить следующий пост на моем блоге:

    Прокуратура области опротестовала Административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдачи архивных справок города Липецка

    Постановлением администрации города Липецка 12 июля 2013 года № 1669 был утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача архивных справок, архивных выписок и архивных копий документов».

    В рамках мониторинга действующих нормативных правовых актов органов местного самоуправления города Липецка прокуратура Липецкой области установила, что Административный регламент не в полной мере отвечает требованиям законодательства. Прокуратура предъявила к регламенту следующие претензии: регламент ограничивает права заявителя направить заявление непосредственно в архивное управление с помощью почтовой связи или в электронном виде.

    См. подробнее: http://rusrim.blogspot.ru/2013/09/blog-post_23.html

    ОтветитьУдалить
  3. " Я постараюсь в ближайшие дни ответить на Ваш вопрос "
    - спасибо огромное Наташа Храмцовская , буду ждать .
    Я если честно , просто не представляю , как мне ответят на мое письмо которое я отправил в приемную Правительство Мурманской области .
    Еще веселее становится если я скажу что первое мое обращение было в Администрацию Зато Александровск - это три города под управлением одной Администрации , что в свою очередь входит в состав мурманской области .
    Я написал туда с просьбой привести все в соответствии с законом , и потом решил поискать в интернете другие сайты государственных учреждений и логично рассуждая забрел на сайт Правительство Мурманской области - в надежде что у них то все путем , оказывается почти точная копия что и в Зато Александровск .
    На данный момент ответы получать рановато , так как
    В Зато Александровск письмо отправил 17 сентября 09.2013
    А в Правительство Мурманской области 18 сентября 09.2013
    Так вот кто из них ответит более оперативно ? и главное что именно ....будет в ответе ...
    В общем жду от вас Наташа Храмцовская по возможности более конкретных комментариев или рекомендаций , а в свою очередь соответственно дам знать ( если вам интересно ) когда напишут чиновники ответ .

    ОтветитьУдалить
  4. В настоящее время в Кодексе об административных правонарушениях действуют следующие статьи, предусматривающие административную ответственность за непредставление гражданам информации и размещении недостоверной информации в Интернете:

    Статья 5.39. Отказ в предоставлении информации

    Неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации, за исключением случаев, предусмотренных "статьей 7.23.1" настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

    Статья 13.27. Нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и ее размещению в сети "Интернет"

    1. Нарушение "требований" к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами государственных органов и органов местного самоуправления - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

    2. Неразмещение в сети "Интернет" "информации" о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если обязанность по размещению такой информации в сети "Интернет" установлена федеральным "законом", - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

    Статья 13.28. Нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления

    1. Нарушение "порядка" предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, содержащей сведения, относящиеся к информации ограниченного доступа, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

    2. Незаконное взимание платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления либо нарушение порядка взимания платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если федеральным "законом" такая плата установлена, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

    * * *

    Поскольку контроль за соблюдением законодательства в данной области возложен на прокуратуру РФ, самым действенным вариантом, с моей точки зрения, является обращение в прокуратуру с заявление о нарушении законодательства и с просьбой о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности по указанным выше статьям.

    Кроме того, если на Ваши обращения органы государственной власти не дали ответ в 30- дневный срок, то есть повод просить привлечь к ответственности и по статье 5.59.

    Статья 5.59. Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан

    Нарушение установленного законодательством Российской Федерации "порядка" рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных "статьями 5.39", "5.63" настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

    ОтветитьУдалить