среда, 15 мая 2013 г.

В системе электронного документооборота и делопроизводства Правительства Новосибирской области используется простая электронная подпись


Губернатором Новосибирской области издано интересное постановление от 1 апреля 2013 года № 73 «О признании электронных документов в системе электронного документооборота и делопроизводства в Правительстве Новосибирской области, подписанных простой электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью». Одновременно утверждены:
  • Правила определения лица, подписывающего электронный документ в системе электронного документооборота и делопроизводства (СЭДД), по его простой электронной подписи;

  • Перечень обязанностей оператора СЭДД при операциях с ключами простой электронной подписи;

  • Перечень обязанностей лица, подписывающего электронный документ в СЭДД простой электронной подписью.
Документ издан в целях признания электронных документов в системе электронного документооборота и делопроизводства в Правительстве Новосибирской области, в областных исполнительных органах государственной власти Новосибирской области, в администрации Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области, подписанных простой электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью.

Правом простой электронной подписи в СЭДД наделены должностные лица, имеющие право подписи документов на бумажных носителях (п.2 Постановления).

Электронный документ в СЭДД, подписанный простой электронной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью должностным лицом, в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (п.3 Постановления).

До 1 мая 2013 года Министерству юстиции Новосибирской области поручено разработать нормативный правовой акт, регламентирующий порядок работы пользователей СЭДД с использованием простой электронной подписи (п.4 Постановления).  (Пока этого документа в справочно-правовых системах обнаружить не удалось - Н.Х.)

Областные исполнительные органы государственной власти Новосибирской области, администрация Губернатора Новосибирской области и Правительство Новосибирской области в целях обеспечения актуальности реестра ключей простых электронных подписей обязаны незамедлительно сообщать об изменениях оператору СЭДД в случае:
  • Необходимости изменения права подписи,

  • Отзыва права подписи, возникновения права подписи или

  • Изменения фамилии, имени или отчества должностного лица или лица, его замещающего, и делопроизводителя органа государственной власти.
Кроме того, в случае плановых изменений, касающихся должностных лиц (лиц, их замещающих) и делопроизводителей органа государственной власти, за 3 рабочих дня до предполагаемого события следует сообщать об изменениях оператору СЭДД с указанием даты предполагаемого события.

Департаменту информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области в срок до 1 мая 2013 года было поручено обеспечить генерацию и установку ключей простых электронных подписей (электронных сертификатов) на рабочих местах пользователей СЭДД (п.7 Постановления).

«Правила определения лица, подписывающего электронный документ в системе электронного документооборота и делопроизводства (СЭДД), по его простой электронной подписи»

Система электронного документооборота и делопроизводства (СЭДД) автоматически определяет должностное лицо, изменившее электронный документ (создавшее, подписавшее, согласовавшее, зарегистрировавшее электронный документ, прошедшее процедуру ознакомления с электронным документом), по ключу простой электронной подписи должностного лица (п.1). Данная информация содержится в электронном документе и отображается в регистрационно-контрольной карточке электронного документа в СЭДД.

При подписании регистрационно-контрольной карточки (РКК) в базах СЭДД «Организационно-распорядительные документы», «Внутренние документы» и «Исходящие документы» отображается следующая информация (п.2,3 и 5):
  • О должностном лице, подписавшем документ на бумажном носителе;

  • О должностном лице (замещающем должностном лице), подписавшем регистрационно-контрольную карточку электронного документа своим ключом простой электронной подписи;

  • О лице (делопроизводителе), зарегистрировавшем регистрационно-контрольную карточку электронного документа.
Мой комментарий: Я считаю, что органы государственной власти Новосибирской области пошли совершенно правильным путем, не увлекаясь массовым использованием усиленных квалифицированных подписей.

Правда, к документу возникает ряд вопросов: что это за сертификаты простых подписей коллеги собираются использовать, кто их будет выдавать и в каком виде, какую правовую силу они будут иметь? В чём смысл подписания должностным лицом РКК (а не документа), и какие правовые последствия, по мнению новосибирцев, повлечёт такое подписание?

Источник: Консультант Плюс / сайт Правительства Новосибирской области
http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=query;mb=MLAW;div=LAW;sb=RLAW049
http://lotus-inf.nso.ru/nso_doc.nsf/2d25e4eb50869255c6256b4300381451/17f40ec4c97e303447257b410029bd23?OpenDocument

1 комментарий:

  1. Во-первых, действительно, возникает вопрос, что за сертификат простой электронной подписи собираются использовать. Насколько я понимаю, у простых подписей нет сертификата ключа проверки ЭП, а есть, в соответствии со ст.9 ФЗ № 63, ключ простой ЭП. К тому же, в п. 4 этой статьи указано, что использование простой электронной подписи в информационной системе, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, не допускается. Чисто теоретически могу предположить, в государственная тайна может содержаться в указанной СЭДД. На самом деле, если государственной тайны в информационное системе и в её документах не содержится, никто не запрещает использовать простую электронную подпись. Тем не менее, использование усиленной квалифицированной электронной подписи, на мой взгляд, надежнее. Во всяком случае простая ЭП подтверждает только факт формирования электронной подписи определенным лицом, но не позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания, что весьма немаловажно при работе с документами в Правительстве, на мой взгляд.

    ОтветитьУдалить