пятница, 24 мая 2013 г.

Архивно-библиотечная служба Канады: На перепутье, часть III


(Окончание, предыдущую часть см. http://rusrim.blogspot.ru/2013/05/ii_23.html )

Кэрон утверждает, что его стратегия не очень хорошо понята. Если архивно-библиотечная служба не обеспечит сохранность сегодняшних электронных материалов – например, обмена информацией в связи с движениями Idle No More или Occupy, - она не выполнит свой долг перед будущими поколениями канадцев».

«Большинство из того, что сегодня говорится и обсуждается, никогда не будет напечатано», подчёркивает он. «Нам нужна стратегия на длительную перспективу. Что будет в наших хранилищах через 50 и 100 лет? Это моя задача – обеспечить, чтобы в них была «пища» для историков и специалистов по генеалогии; то, что будет продолжать питать канадскую культуру в эти годы».

Хотя LAC отказался подтвердить его возраст со ссылкой на то, что это персональные данные, интернет-источники сообщают о том, что Кэрон родился в 1957 году в Сент-Фуа, в провинции Квебек. Он экономист, который с момента поступления на государственную службу в антимонопольный орган в 1982 году прошёл – как правило, с повышением - через многочисленные департаменты и агентства. Прежде, чем занять в 2003 году пост генерального директора Национальных Архивов, он работал на аналогичной должности в органе, отвечавшем за повышение квалификации кадров. Когда два года спустя произошло слияние Национальной библиотеки и Национальных Архивов, Кэрон был назначен помощником заместителя министра и получил высший пост в 2009 году.

Критики говорят о том, что другие крупные учреждения стремительно уходят вперед от LAC, и лучше балансируют удовлетворение традиционных и электронных потребностей: называются Архивы провинции Онтарио, Архивы города Ванкувера и Библиотека и архивы провинции Квебек. На международном уровне, это Национальные Архивы США, Библиотека Конгресса США, Национальные Архивы Британии и Австралии, Британская библиотека и Национальная библиотека Австралии.

Саймон Белл (Simon Bell), отвечающий в Британской библиотеке за стратегические партнерства и лицензирование (это вторая по величине библиотека в мире после Библиотеки Конгресса США), недавно договорился о ряде партнерств с организациями частного сектора, в том числе о партнерстве с Google по оцифровке 250 тысяч не защищённых авторским правом книг из коллекций библиотеки. Это примерно 40 миллионов страниц, изданных в период с 1700 до 1870 год - от Французской революции до конца рабства.

Google возьмёт на себя все расходы на оцифровку, а контент будет бесплатно доступен через Google Books и через веб-сайт Британской библиотеки. Британская библиотека заключила аналогичное 10-летнее соглашение с ещё одной компанией на оцифровку четырех миллионов страниц из коллекции газет за 300 лет, включающей 52 тысячи местных, региональных, национальных и международных изданий.

Как правило, такие государственно-частные партнерства действуют ограниченное число лет, в течение которых ведущий оцифровку частный партнер получает доход от контента, прежде чем тот будет возвращен государственному партнеру для бесплатного распространения в электронной форме. «Газетная» сделка позволит частной компании компоновать и продавать контент в течение 10 лет.

Белл признает, что нет какой-то универсальной модели оцифровки коллекций, что вся «электронная концепция» пока ещё находится в ясельном возрасте. «Эта модель не основана на каких-то идеологических пристрастиях», - поясняет он. «Это прагматичное решение, которое существует только до тех пор, пока коммерческий провайдер может делать на нём деньги. Мы стараемся делать партнерства по времени как можно более кратковременными, в то время, как коммерческий партнер будет пытаться сделать их как можно более длительными».

Действиями Британской библиотек, по его словам, движет желание максимизировать  доступ общественности к соответствующим материалам. Коллеги Белла также работают над сбором и сохранением избранных британских учетных записей в Твиттере и веб-сайтов. «Мы хотим, чтобы наши материалы использовались, и в электронную эпоху мы хотим сделать наши коллекции настолько широкодоступными, насколько это возможно. Если всё время выжидать, то никогда ничего не сделаешь».

Архивно-библиотечная служба Канады, очевидно, не входит в эту лигу крупных игроков, но Кэрон говорит, что он прорабатывает аналогичные сделки с коммерческими организациями, занимающимися оцифровкой, главной из которых является компания Ancestry.ca, оцифровавшая ограниченное количество документов LAC, которые сейчас доступны на сайте компании. Пока что оцифровано только около одного процента всех коллекций, но, по данным руководства LAC, это свыше 25 миллионов страниц наиболее популярных и наиболее хрупких материалов.

По мнению архивиста Кука, темпы электронной революции ставят перед LAC «невероятно сложные проблемы» как в финансовом, так и техническом плане. В эпоху, когда компьютерные документы как максимум через 15 лет уже перестают читаться, значительная часть наследия последних 50 лет уже утрачена.

«Бюджет LAC неуклонно сокращается с момента слияния Архивов и Библиотеки в 2004 году, и претерпел резкие сокращения в течение последних двух лет», говорит он. «В нём нет существенных новых денег для обеспечения долговременной сохранности электронных документов. Это очень сложное и дорогое дело, потому что, в отсутствие использованных для создания электронного документа программного обеспечения и аппаратных средств, он будет недоступен».

Так что же следует делать Кэрону? Кук не уверен. «Сохранить услуги на уровне Кадиллака для аналоговых материалов и предоставить обслуживание на уровне велосипеда для электронных материалов? Или оба вывести на уровень Форда, или же сделать Кадиллаком услуги по работе с электронными материалами?»

Кэрон утверждает, что проектирует «сохранение «отпечатка» 21 века», но вынужден действовать в рамках бюджетных ограничений. «Размер «отпечатка» - не мое решение», отмечает он. «Я работаю в условиях стен и экранов, поставленных другими».

Кэрону удалось создать себе мощного врага в лице библиотекарей, архивистов и учёных страны, которые пускают стрелы в его направлении уже более года. Эти люди высокообразованны, внимательны к нюансам, хорошо организованы, терпеливы и решительны.

Бывший член руководства LAC Мэри Джейн Стар (Mary Jane Starr) говорит, что высшее руководство «несомненно, вынуждено будет принимать ряд трудных решений», но ему следовало бы действовать более изобретательно и «на опережение» в плане налаживания партнерских отношений с государственными министерствами и ведомствами, такими, как Совет научным исследованиям в области социологии и гуманитарных наук (Social Sciences and Humanities Research Council)  и учреждения по всей стране, занимающиеся вопросами сбора и сохранения культурно-исторического наследия.

Стар допускает, что широкая общественность Канады может видеть Кэрона так, как он, по-видимому, видит сам себя - как прогрессивного мыслителя, которому не дают развернуться решительные традиционалисты. «Где же союзники Кэрона?», - спрашивает Стар. «Обычно если есть критики, то есть и сторонники. Но мы не видим никого, кто бы его поддерживал. Разве это не говорит о многом?».

Кэрон отвечает своим недоброжелателям цитатой из греческого философа Платона, который в 500 году до н.э. сообщил, как его наставник Сократ язвил по поводу новой формы человеческого общения - письменности. «Письменность», сказал Сократ (согласно Платону), «разрушает память [и] ослабляет ум. Это бесчеловечная вещь».

По мнению Кэрона, его противники испытывают примерно такие же чувства, цепляясь за старые способы формирования и каталогизации коллекций, и воспринимая реалии 21-го века - электронные технологии, - как плохонькую и ненадежную замену тому, как это всегда делалось.

Эту мысль он высказал на национальной конференции Канадской библиотечной ассоциации (Canadian Library Association): «Тем, кто собирается заворачиваться в канадский флаг, одновременно упираясь изо всех сил ради защиты статус-кво, я ответил бы так: Мы могли бы продолжить нашу традиционную практику приема на хранение и каталогизации только тех физических объектов, которые сумели добраться до наших дверей. Но поступить так означало бы, что через 50 лет мы недосчитались бы огромного количества материалов, которые канадцы создали в электронной форме в течение первой половины 21-го века.»

О критикующих его профессионалах Кэрон говорит: «Я, вероятно, их лучший друг, но они поймут это позже».

Архивно-библиотечная служба Канады в цифрах
  • 850 штатных сотрудников (по сравнению с 1065 в 2012 году)

  • Годовой бюджет 117,7 миллиона канадских долларов

  • Сокращение финансирования LAC в последнем федеральном бюджете – на 10 миллионов долларов

  • 35 тысяч запросов по межбиблиотечному абонементу в 2012 году (в 1990-х года – 150 тысяч запросов в год)

  • 15 хранилищ, 400 погонных километров полок

  • 10 миллионов публикаций в коллекции Национальной библиотеки Канады

  • 90 архивных проектов закрыто вследствие закрытия Национальной программы развития архивов
Крис Кобб (Chris Cobb)

Источник: сайт газеты «Ottawa Citizen»
http://www.ottawacitizen.com/news/Record+breaking/8335572/story.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий