четверг, 30 сентября 2021 г.

Требования к оператору электронного документооборота

Федеральная налоговая служба приказом от 8 июня 2021 года №ЕД-7-26/546@ утвердила «Требования к оператору электронного документооборота». Документ вступает в силу с 1 марта 2022 года и будет действовать до 1 марта 2028 года.

Требования разработаны в целях организации обмена документами в электронной форме через операторов электронного документооборота в рамках исполнения:

  • Организациями и/или индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты) обязанности по получению счетов-фактур, в том числе корректировочных счетов-фактур, при приобретении товаров, подлежащих прослеживаемости;

  • Налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов, налоговыми агентами обязанности по представлению налоговых деклараций (расчетов) в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи.

Оператор электронного документооборота должен удовлетворять следующим требованиям (п.2):

  • Являться юридическим лицом, зарегистрированным на территории РФ;

  • Иметь в собственности или на любом ином законном основании совокупность информационно-телекоммуникационных сетей и технических устройств, в том числе программно-аппаратных комплексов, предназначенных для обработки и хранения данных, получаемых от плательщиков, хозяйствующих субъектов, налоговых органов, иных операторов электронного документооборота (участники информационного взаимодействия), и программно-аппаратных средств доступа к сети «Интернет», обеспечивающую круглосуточный обмен документами в электронной форме между плательщиками и налоговыми органами и/или хозяйствующими субъектами;

  • Иметь в собственности или на любом ином законном основании аппаратные средства электронной подписи, а также иметь право использования программных средств электронной подписи на законном основании;

  • Иметь в наличии выданные ФСБ России лицензии;

  • Обеспечивать при обращении хозяйствующего субъекта к оператору ЭД обмен документами в электронной форме между хозяйствующими субъектами через иных операторов ЭД;

  • Иметь в наличии сертифицированные в соответствии с законодательством РФ программные средства, обеспечивающие обмен документами в электронной форме с налоговыми органами (в том числе формирование подтверждения даты отправки) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи по форматам и в порядке представления документов в электронной форме, установленным ФНС России;

  • Иметь в наличии программные средства, с использованием которых должно обеспечиваться:

    • направление в ФНС России в электронной форме информации о плательщиках и хозяйствующих субъектах;

    • информирование плательщиков и хозяйствующих субъектов о присвоенных им идентификаторах участника ЭД;

    • хранение информации об обмене документами в электронной форме в течение всего срока хранения таких документов, определенного в соответствии с законодательством об архивном деле в РФ;

      Мой комментарий: С моей точки зрения, требование весьма спорное, поскольку стороны могут обмениваться документами постоянного срока хранения. Для того, чтобы оператор мог управлять сроками хранения информации об обмене документами, ему придется отслеживать сроки хранения документов, - а это непростая работа. Не думаю, что информационные системы, которые сейчас используются операторами, имеют функционал, позволяющий автоматически отслеживать сроки хранения, а в ручном режиме это сделать будет просто нереально.

    • резервное копирование, обеспечивающее сохранность информации и сведений об обмене документами в электронной форме;

  • Иметь в наличии описание программного обеспечения (ПО), утвержденного руководителем организации, являющейся разработчиком ПО, к программным средствам оператора ЭД;

  • Обеспечивать круглосуточную техническую поддержку участников информационного взаимодействия через соответствующий раздел официального сайта оператора ЭД в сети «Интернет», по номеру телефона …, а также по электронной почте со временем ожидания ответа, не превышающим 2 часов.

Прежние требования 2014 года признаны утратившими силу.

Мой комментарий: Требования по сравнению с 2014 годом значительно расширены. Впервые появилось требование к обязательному наличию описания программного обеспечения, в том числе к тому, чтобы оно было утверждено руководителем организации, являющейся его разработчиком. Я бы еще добавила бы требование к сохранению всех версий этого описания.

Интересно и требование к использованию электронной почты для обеспечения круглосуточной технической поддержки.

Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=395404

Комментариев нет:

Отправить комментарий