четверг, 10 декабря 2020 г.

Положение о проведении эксперимента по использованию портала госуслуг для направления обращений гражданами и юридическими лицами

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2020 г. №1802 было утверждено «Положение о проведении эксперимента по использованию федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» для направления гражданами и юридическими лицами в государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, иные организации, осуществляющие публично значимые функции, и их должностным лицам сообщений и обращений, а также для направления такими органами и организациями ответов на указанные сообщения и обращения».

Целями эксперимента являются (п.2):

  • Формирование и апробация методических, организационных и технологических условий для обеспечения возможности использования Единого портала для направления гражданами и юридическими лицами в органы и организации сообщений и обращений, а также для направления такими органами и организациями ответов на них;

  • Апробация новых подходов к организации работы по рассмотрению таких сообщений и обращений;

  • Подготовка предложений о совершенствовании нормативно-правового регулирования отношений, связанных с рассмотрением сообщений и обращений граждан и юридических лиц.

В рамках проведения эксперимента с использованием Единого портала могут направляться (п.4):

  • Сообщения - информация о необходимости решения актуальных для граждан и юридических лиц проблем, не адресованная в конкретные органы и организации, направленная гражданином в форме электронного документа при условии выбора гражданином способа подачи сообщения в порядке, не предусмотренном Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

  • Обращения - предложение, заявление или жалоба, направленные в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в органы и организации в форме электронного документа.

Мой комментарий: Появляется новая сущность – «сообщение», и в эту категорию фактически попадает всё, что будет рассматриваться не по нормам закона об обращениях граждан. Боюсь, что инициаторы не в курсе того, что значительная часть обращений граждан у нас рассматривается не по 59-ФЗ, а по нормам и требованиям других федеральных законов.

Сообщения, направляемые гражданами и юридическими лицами с использованием Единого портала, не являются обращениями граждан в значении этого понятия, предусмотренного федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (п.5).

Обращения граждан и юридических лиц, поступающие с использованием Единого портала, направляются и рассматриваются с соблюдением требований, установленных федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (п.6).

Направление сообщений и обращений гражданами и юридическими лицами с использованием Единого портала в рамках эксперимента осуществляется при условии (п.7):

  • Регистрации гражданина и юридического лица в единой системе идентификации и аутентификации;

  • Дачи согласия гражданином на обработку его персональных данных, а также сведений, касающихся его частной жизни, в целях рассмотрения сообщения или обращения по существу, подготовки и отправки ответа по поставленным вопросам.

Сообщения и обращения направляются (п.8):

  • Через электронные формы Единого портала, размещенные на официальных сайтах органов и организаций;

  • Личные кабинеты гражданина и юридического лица на Едином портале;

  • Мобильное приложение Единого портала.

Сообщения и обращения проходят предварительную проверку и автоматически направляются для исполнения (п.9):

  • в орган или организацию с использованием Единого портала;

  • в региональную ГИС субъекта РФ, обеспечивающую прием, обработку и рассмотрение сообщений и обращений граждан и юридических лиц.

при условии передачи сведений о поданных сообщениях и обращениях, статусах и результатах их рассмотрения в личный кабинет гражданина и юридического лица на Едином портале.

Обработка сообщений и обращений производится в личных кабинетах органов и организаций на Едином портале или в региональной ГИС субъекта РФ (п.10), при условии передачи сведений о поданных сообщениях и обращениях, статусах и результатах их рассмотрения на Единый портал.

Личные кабинеты органов и организаций создаются на Едином портале оператором Единого портала в соответствии с соглашениями о взаимодействии с субъектами РФ - участниками эксперимента (п.11).

Сообщения и обращения, прошедшие этап предварительной проверки, поступают на автоматизированное рабочее место сотрудника органа или организации, ответственного за их координацию (п.12).

Мой комментарий: Теперь появляется новая должность – «ответственный за координацию» :)

Ответственный за координацию сотрудник (п.13):

  • Принимает сообщение или обращение к исполнению; или

  • Назначает исполнителя, после чего сообщение или обращение автоматически переходит на автоматизированное рабочее место исполнителя;

  • Может направить сообщение и обращение в подведомственный орган или организацию, в неподведомственный орган или организацию. При этом гражданин и юридическое лицо получают уведомление посредством Единого портала.

Сообщение и обращение считаются зарегистрированными после присвоения им регистрационных номеров, которые выдаются автоматически в момент их подачи гражданином и юридическим лицом посредством Единого портала (п.15).

Подготовка ответа на сообщения и обращения осуществляется уполномоченными исполнителями органов и организаций в сроки, не превышающие 30 календарных дней или 10 календарных дней для отдельных категорий сообщений и обращений, обрабатываемых в ускоренном порядке (п.16).

То, какие сообщения и обращения рассматриваются в ускоренном режиме, определяется (п.17):

  • Правовым актом субъекта РФ;

  • Ведомственным актом федерального органа исполнительной власти;

  • Приказом руководителя Фонда обязательного медицинского страхования.

Мой комментарий: Меня смущают сроки рассмотрения – они отличаются от тех, что установлены в Законе об обращениях граждан.

Гражданин и юридическое лицо уведомляются о статусах обработки поданных сообщений и обращений с использованием Единого портала (п.18).

Ответы на сообщение и обращение подписываются простой электронной подписью уполномоченного исполнителя органа или организации, и направляются гражданину и юридическому лицу посредством Единого портала (п.19).

Отдельные вопросы, не урегулированные Положением, в том числе порядок межведомственного информационного взаимодействия при рассмотрении сообщений и обращений, регулируются соглашениями о взаимодействии с субъектами РФ- участниками эксперимента и (или) регламентами работы с сообщениями и обращениями граждан и юридических лиц, поданными посредством Единого портала, определяемыми Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (п.20).

Мой комментарий: Как мне кажется вопрос об использовании Единого портала для организации работы с обращениями граждан продуман недостаточно, поскольку в этой достаточно сложной работе очень много нюансов и «подводных камней», без учёта которых организовать качественно работу с обращениями будет весьма проблематично.

Кроме того, я так и не поняла, в чем заключается выгода для государственных органов вести эту работу через Единый портал.

Источник: Консультант Плюс / сайт Правительство РФ
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=367943
http://government.ru/news/40862/#pp1802

Комментариев нет:

Отправить комментарий