среда, 22 июля 2020 г.

Единому федеральному регистру сведений о населении Российской Федерации быть!


Вода камень точит, а желание государственных органов всё взять на карандаш - тем более :) Попытки создания государственного реестра населения у нас предпринимали не менее пяти раз – и, наконец, увенчались успехом: принят федеральный закон от 8 июня 2020 года №168-ФЗ «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации».

Федеральный регистр сведений о населении представляет собой совокупность сведений о населении РФ, сформированных на основе сведений о гражданах РФ, об иностранных гражданах и лицах без гражданства, которые содержатся в государственных информационных системах (ст.2):
  • Органов государственной власти РФ;

  • Органов управления государственными внебюджетными фондами.
Целью его формирования и ведения является создание системы учета сведений о населении РФ, обеспечивающей их актуальность и достоверность (ч.1 ст.4). В федеральный регистр включаются сведения о следующих физических лицах (ст.6):
  • О гражданах РФ;

  • Об иностранных гражданах и лицах без гражданства, временно или постоянно проживающих в РФ, либо признанных беженцами или получивших временное убежище на территории РФ;

  • Об иностранных гражданах, временно пребывающих в РФ и осуществляющих в установленном порядке трудовую деятельность.
Для справки: До 1 января 2023 года нормативные правовые акты РФ не могут устанавливать требование об использовании федерального регистра сведений о населении в качестве единственного и (или) обязательного источника получения сведений.
В законе (ст.7 «Сведения, включаемые в федеральный регистр сведений о населении») установлено, какие сведения о физическом лице (10 позиций) включаются в регистр, а также какая включается информация (14 позиций), которая позволяет идентифицировать эти сведения в государственных информационных системах (идентификаторы).

Федеральный регистр формируется и ведется ФНС в электронной форме на русском языке путем формирования записей и внесения в них изменений (ст.8 ч.1).

До включения в регистр полученных сведений, осуществляет сопоставление сведений между собой и со сведениями, ранее включенными в регистр, в целях исключения неточностей (п.5).

При обнаружении неточностей в сведениях, ФНС с использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия направляет запрос в электронной форме в орган или организацию, направившие сведения, для их проверки и уточнения (п.6).

Сведения об одном физическом лице образуют одну запись регистра. Запись регистра идентифицируется не повторяющимся во времени и на территории РФ номером. При внесении изменений в запись номер указанной записи не изменяется. В случае внесения изменений в сведения, изменяемые сведения указанной записи сохраняются в хронологическом порядке (ч.8).

При формировании записи и внесении в нее изменений в регистре формируется информация о дате и времени внесения сведений и наименовании органа или организации, и направивших эти сведения. Сформированная и (или) измененная запись регистра подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного органа (ч.9).

Правительством Российской Федерации определяются:
  • Порядок формирования записей и внесения в них изменений, включая порядок действий в случае обнаружения неточностей в сведениях, полученных уполномоченным органом;

  • Порядок формирования и использования номера записи федерального регистра;

  • Порядок использования усиленной квалифицированной электронной подписи при формировании и ведении федерального регистра.
При формировании и ведении регистра обеспечивается подтверждение подлинности и целостности записей, а также действительности усиленных квалифицированных электронных подписей, которыми такие записи подписаны (ч. 11 вступает в силу с 01 января 2022 года).

Записи федерального регистра, а также иные сведения, содержащиеся в нем, подлежат постоянному хранению; их изъятие, за исключением случаев, предусмотренных частями 12 и 15 настоящей статьи, и уничтожение не допускаются.

В целях обеспечения безопасности государства, а также прав и свобод отдельных физических лиц в соответствии с законодательством РФ о государственной защите отдельных физических лиц, в регистре предусматриваются формирование и ведение учета сведений, в том числе об указанных физических лицах, обособленно. Особенности обособленного формирования и ведения учета отдельных сведений о населении определяются Президентом РФ (п.12).

Уполномоченный орган осуществляет обезличивание персональных данных, содержащихся в федеральном регистре. Обезличенные персональные данные хранятся и обрабатываются в государственной информационной системе обособленно от записей федерального регистра. Перечень обезличенных персональных данных определяется Правительством РФ (ч.14 ст.8 вступает в силу с 1 января 2024.).

В законе (ст.10) определены 12 органов и организаций, которые будут направлять сведения для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении. Сведения будут направляться в электронной форме с использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью органа или организации, осуществляющих ее направление.

Закон установил (ст.13) особенности формирования и ведения регистра, а также использования содержащихся в нем сведений в переходный период, который установлен со дня официального опубликования закона и до 31 декабря 2025 года.

При первоначальном направлении органами и организациями сведений для формирования регистра могут быть использованы способы помимо направления в электронной форме с использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

При использовании других способов оператором ГИС, органами и организациями должны обеспечиваться требования о защите сведений, предусмотренные законодательством РФ в области персональных данных и законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Мой комментарий: Как использовать такие сведения с выгодой для граждан, государства и общества, мне совершенно понятно, тем более, что в условиях «самоизоляции» были наглядно продемонстрированы преимущества подобных электронных регистров и реестров. Мне, тем не менее, очень хочется надеяться, что инициаторы создания нового регистра предпримут все возможные усилия по защите этой информации от несанкционированного доступа.

Также хочу обратить внимание на то, что данные регистра имеют постоянный срок хранения, а подписываться эти сведения будут усиленными электронными подписями! (соответственно, будет и весь «букет» проблем, связанных с обеспечение долговременной сохранности как контента реестра, так и юридической силы записей в реестре).

Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=354474
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=185813

Комментариев нет:

Отправка комментария