понедельник, 7 июня 2010 г.

На Минкомсвязь возложена полная ответственность за все ключевые документы по информатизации государственных органов

Интернет-сообщество довольно бурно среагировало на новое постановление Правительства № 365 от 24 мая 2010 г «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов». На блоге Алены Поповой появилась интересная заметка: «Сколько денег нужно информационному обществу, будет решать Минкомсвязи, а не Минфин», http://www.alenapopova.ru/gov20/skolko-deneg-nuzhno-informacionnomu-obshhestvu-budet-reshat-minkomsvyazi-a-ne-minfin.html ; а CNews прокомментировал это постановление в статье под заголовком «Путин сделал Щеголева ИТ-царем» (см.: http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2010/05/29/393540).

Основное внимание привлекли решения связанные с тем, что, с одной стороны Минкомсвязь будет проводить экспертизу планов информатизации, а с другой, что его мнение должно будет учитываться при распределении финансовых средств.

Постановлением (п.1) были утверждены:
  • Правила подготовки планов информатизации государственных органов;

  • Правила проведения экспертной оценки документов, используемых в рамках планирования, создания и использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов.
Меня, однако, больше заинтересовал второй пункт, который определил «Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по проведению экспертной оценки документов, используемых в рамках планирования, создания и использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов». Министерству в срочном порядке необходимо будет разработать «методику проведения экспертной оценки документов, используемых в рамках проведения мероприятий по информатизации» (п.4).

Фактически Министерство наделяется властью решать, кому из ведомств выделить средства на информатизацию, а кому не давать. Помимо этого, оно будет контролировать и отвечать за содержание всех наиболее значимых документов в области информатизации, которые все федеральные органы государственной власти должны будут направлять им на экспертизу. Документы это весьма серьезные:
«Правила проведения экспертной оценки документов, используемых в рамках планирования, создания и использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. № 365)

4. Объектами экспертной оценки являются следующие документы по информатизации:

а) документы по планированию, использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов, в том числе:
  • проекты планов информатизации государственных органов;

  • проекты программ информатизации государственных органов;
б) проекты федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ, стратегий, концепций и (или) иных документов, определяющих долгосрочные приоритеты, цели и задачи, а также мероприятия по информатизации, направленные в частности:
  • на формирование и функционирование электронного правительства, а также создание, эксплуатацию и модернизацию федеральных государственных информационных систем;

  • на обеспечение доступа государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций к государственным услугам, предоставляемым в электронном виде, и государственным информационным ресурсам;

  • на использование информационно-коммуникационных технологий для развития информационного общества;
в) проекты решений о создании федеральных государственных информационных систем, соответствующие одному или нескольким из следующих критериев:
  • федеральная государственная информационная система создается в интересах обеспечения деятельности нескольких государственных органов;

  • объем затрат на создание федеральной государственной информационной системы превышает 500 млн. рублей;

  • федеральная государственная информационная система создается в целях формирования электронного правительства.
Критерии экспертной оценки документов по информатизации, приведенные в разделе III, у меня вызвали больше вопросов, чем ответов. Большинство из них сформулировано довольно расплывчато, отсутствуют объективные метрики, - что в наших условиях открывает возможности для бюрократического самоуправства.

При направлении документов на экспертную оценку (раздел IV) , требуется представить в Минкомсвязь дополнительные материалы, в том числе и «финансово-экономическое и (или) технико-экономическое обоснование мероприятий по информатизации, включенных в представленный на экспертную оценку проект документа» (п. 6 Правил проведения экспертной оценки).

Срок проведения экспертной оценки документов по информатизации установлен от 10 до 20 рабочих дней (п.11).

И, наконец, самое интересное. В п. 12 установлено, что «экспертное заключение, составляемое по результатам экспертной оценки документов по информатизации, подписывается лицами, проводившими экспертную оценку, и утверждается заместителем Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, на которого в соответствии с распределением обязанностей возложены указанные полномочия. После этого оно (п. 13) размещается в электронном виде в специализированной информационной системе … и на официальном сайте указанного Министерства в сети Интернет». Неужто на этот раз «страна узнает своих героев»? :)

Мой комментарий: Получая в свои руки мощный бюрократический рычаг, Минкомсвязи одновременно рискует оказаться «крайним» в случае неудачных и провальных проектов. А ведь специалистов, способных комплексно оценить содержание таких сложных документов, как стратегии и концепции, не очень-то много…

Комментариев нет:

Отправка комментария