Утвержден Порядок направления требования о представлении документов (информации), налогового органа в электронной форме через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ. Приказом ФНС России от 18.10.2023 №ЕД-7-23/757@ утверждены:
- Порядок направления требования о представлении документов (информации), пояснений и представления документов (информации), пояснений по требованию налогового органа в электронной форме через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу;
- Формат требования о представлении документов (информации), пояснений в электронной форме;
- Формат представления ответа на требование о представлении документов (информации), пояснений в электронной форме;
- Формат решения о продлении (об отказе в продлении) сроков представления документов (информации), пояснений в электронной форме;
- Формат протокола обработки документов (информации) при взаимодействии через информационные системы налогоплательщика, к которым предоставлен доступ налоговому органу при проведении налогового мониторинга, в электронной форме;
- Формат сообщения об ошибке в электронной форме.
Приказ вступит в силу с 1 января 2026 года.
Порядок определяет общие положения организации электронного взаимодействия через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу при проведении налогового мониторинга, с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (далее - УКЭП) (п.1):
- При направлении и получении в электронной форме требований налоговых органов на представление документов (информации), пояснений;
- При представлении в налоговые органы документов (информации), пояснений по требованиям налоговых органов.
Документы (информация), пояснения, а также прилагаемые к ним документы далее в «Порядке» именуются документами.
Мой комментарий: Это значительно облегчает чтение и понимание нормативно-правового акта.
Участниками электронного взаимодействия при направлении документов в электронной форме через информационные системы организаций, к которым предоставлен доступ налоговому органу при проведении налогового мониторинга, являются (п.2):
- Налоговые органы;
- Налогоплательщики, плательщики сборов, плательщики страховых взносов, налоговые агенты, в отношении которых осуществляется налоговый контроль в форме налогового мониторинга, в лице их представителей (плательщики).
Налоговые органы и плательщики могут являться как отправителями, так и получателями документов.
В процессе электронного взаимодействия при направлении и получении документов также используются следующие технологические электронные документы (п.3):
- Протокол обработки документов (информации) при взаимодействии через информационные системы налогоплательщика, к которым предоставлен доступ налоговому органу при проведении налогового мониторинга, в электронной форме (Протокол обработки);
- Сообщение об ошибке в электронной форме (Сообщение об ошибке).
Участники электронного взаимодействия обеспечивают хранение всех отправленных и принятых документов и технологических электронных документов с УКЭП (п.4).
Мой комментарий: Жаль, что в Порядке не установили конкретных сроков хранения документов.
Участники электронного взаимодействия в течение времени доступа к информационным системам организаций, к которым предоставлен доступ налоговому органу в соответствии с регламентом информационного взаимодействия, обеспечивают поступление документов и технологических электронных документов (п.5).
Направление и получение документов в электронной форме через информационные системы организаций, к которым предоставлен доступ налоговому органу, допускается при обязательном использовании УКЭП (п.6).
Документ налогового органа в электронной форме составляется по формату, утвержденному ФНС России (п.8).
Документ плательщика (п.9):
- Составляется в электронной форме по формату, утвержденному ФНС России, либо
- Формируется путем преобразования из ранее составленного документа на бумажном носителе в электронную форму путем сканирования с сохранением его реквизитов.
Отправитель формирует документ в электронной форме, подписывает его УКЭП и направляет через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу (п.10).
При получении документа в электронной форме и отсутствии оснований для отказа в его приеме получатель не позднее трех рабочих дней с даты направления документа формирует Протокол обработки с признаком обработки «1 - принят» и направляет его отправителю - подтверждение даты получения электронного документа. Указанный в настоящем пункте технологический электронный документ является также подтверждением приема документа в электронной форме (п.11).
В случае наличия ошибок при проверке электронных файлов на соответствие определенным нормативными правовыми актами структуре и формату данных (при форматно-логическом контроле файлов) на этапе приема документа в электронной форме получатель не позднее трех рабочих дней с даты направления документа формирует Протокол обработки с признаком обработки «2 – не принят» или Сообщение об ошибке и направляет его отправителю. Указанные в настоящем пункте технологические электронные документы являются подтверждением отказа в приеме документа в электронной форме (п.12).
При получении Протокола обработки с признаком обработки «2 – не принят» или Сообщения об ошибке отправитель устраняет выявленные несоответствия (ошибки), отраженные в названных технологических документах, и повторяет процедуру направления документа (п.13).
Мой комментарий: Обращаю внимание, что и со стороны ФНС, и со стороны налогоплательщика все документы требуется подписывать УКЭП. Если подписание документов будет поручено сотрудникам, то сразу же всплывёт необходимость оформления машиночитаемых доверенностей, со всеми вытекающими из этого последствиями.
Источник: сайт ФНС РФ
https://www.nalog.gov.ru/rn77/about_fts/docs/13940115/
"при проверке электронных файлов"? Это чтобы не стали проверять пластиковые файлы?
ОтветитьУдалитьСавин В.
Соглашусь, что в современном русском языке квалифицировать «файл» как «электронный», «цифровой», «компьютерный» и т.п. избыточно. Тем не менее, в 3 действующих законах РФ (в которых это слово вообще встречается редко) находим «информационные компьютерные файлы» :) Ну а в целом среди 7000 нормативно-правовых актов, упоминающих «файлы», где-то в 350 (5%) используются такие избыточные варианты.
Удалить