воскресенье, 5 ноября 2023 г.

Международный совет архивов начал подготовку 2-й Глобальной конференции по архивированию аудиовизуальных материалов

Данная новость, подготовленная Рабочей группой по фото- и аудиовизуальным архивам (Photographic and Audiovisual Archives Working Group, PAAG) Международного совета архивов (МСА), была опубликована 29 сентября 2023 года на сайте МСА.

«Усилия архивов должны быть направлены не на документирование прошлого, и даже не представление себе будущего… а на построение освобождающего настоящего.»

Мишель Касвелл (Michelle Caswell),
из книги «Срочные архивы: Начало работы по освобождению памяти» (Urgent Archives: Enacting Liberatory Memory Work) – я бы сказала, это печально знаменитая свои политиканством Мишель Касвелл, о ней и её книге см. также http://rusrim.blogspot.com/2021/05/blog-post_106.html и http://rusrim.blogspot.com/2019/10/blog-post_28.html - Н.Х.

2-я Глобальная конференция по архивированию аудиовизуальных материалов: Обмен знаниями и практиками пройдёт в городе Торонто, Канада, с 12 по 14 июля 2024 года.

Проводимая раз в два года Глобальная конференция по архивированию аудиовизуальных материалов (Global Audiovisual Archiving Conference, http://hive.ca/gava-2024 ) предоставляет возможность учёным, архивистам, деятелям искусства, кураторам, кинематографистам, студентам и любителям кино со всего мира возможность собраться вместе и обсудить современные профессиональные, художественные и социально-политические проблемы, влияющие сегодня на аудиовизуальное культурно-историческое наследие.

Цель конференции – углубление знаний и расширение связей в рамках мирового архивного сообщества, что приведёт к новым знаниям, идеям и пониманию материального и культурного резонанса архивных подходов к аудиовизуальным материалам в разных частях мира.

Подходы к аудиовизуальным архивам пересматриваются сейчас сообществами, которые заботятся о них и используют их. В 21-м веке новые названия архивных коллекций и новые подходы к архивам помогают формировать коллективные истории, часто основанные на материалах многообразных региональных, местных, активистских и культурных сообществ, а не на единой националистической идентичности.

Это способствует новому пониманию того, что означает «деколонизация институтов памяти», таких как публичные архивы, центры культурной памяти, галереи и музеи (Thorkelson, 2019), а также фактических хранилищ и архивов «по стечению обстоятельств» (Cheeka, 2023), таких как центры распространения мультимедийного контента (media distribution centres), кооперативы, академические учреждения и публичные библиотеки - не говоря уже о частных и личных архивах всех видов.

Мой комментарий: Ну конечно же, у профессии нет сейчас важнее проблемы, чем заниматься «деколонизацией», иными словами, целенаправленным выборочным комплектованием архивных фондов и соответствующей переработкой научено-справочного аппарата (что по сути является разновидностью фальсификации) таким образом, чтобы угодить сильным мира сего и их видению прошлого и настоящего …

Среди проблем, с которыми сталкиваются небольшие архивы, можно назвать нехватку мест хранения, средств для доступа к технологиям оцифровки (Declercq, 2020; Suárez, 2021) и специализированной рабочей силы, ознакомленной в рамках архивного обучения с передовыми практиками, - которые часто необходимы для защиты архивных материалов, особенно тех, что зафиксированы на аналоговых и изначально-электронных носителях информации (Jaillant, 2022; Liebermann, 2021; Moravec, 2021).

Часто эти «передовые практики» создаются более богатыми учреждениями без должного учета и привлечения контекста, ресурсов и политик других регионов. Не менее важным является повторное использование и совместное создание материалов, которые по-новому подают архивные материалы современной аудитории, обеспечивая при этом их долговечность.

Нет сомнений в том, что практики создания и ведения архивов являются горячей темой во всем мире (Caswell, 2021; Chew et al., 2018; Paalman et al., 2021).

На 2-ю Глобальную конференцию по архивированию аудиовизуальных материалов приглашаются доклады и презентации в различных форматах, посвящённые проблемам и творческим возможностям, предоставляемым различными мультимедийными архивами, начиная от тех, которые хорошо финансируются государством либо частными лицами и организациями, и заканчивая теми, которые выживают при очень незначительной поддержке.

Нас особенно интересуют маргинализированные аудиовизуальные архивы, будь то коллекции, подверженные риску исчезновения и недоступности, или же те архивы, которые сейчас невидимы и которым нужно проявить себя. Центральное по важности место для нашей конференции занимают вопросы выявления пробелов в этой области, наведения мостов, создания сетей общения между специалистами, развития сотрудничества (Pretlove, 2021), а также выявления или углубления альянсов (Heidiger et al., 2021).

Такие подходы могут быть связаны с разработкой практик курирования (Campanini, 2023) и педагогических подходов для обучения следующего поколения архивистов, деятелей искусства, активистов, представителей гуманитарных наук и историков методам, которые были бы инклюзивными, широкими, освободительными, и которые могли заново переизобрести и переопределить язык и протоколы архивного дела.

На конференции также будет рассмотрены нарождающиеся теоретические вопросы и новые способы понимания истории через понятие «переплетения» (entanglement) (Namhila, Hillebrecht, 2022) и посредством новых определений понятий «союзничества» и «курирования» (stewardship), знаменующие собой критически-важный сдвиг парадигмы в области архивных исследований.

Организаторы приветствуют заявки от участников, представляющих разные части мира, а также заявки по темам, которые недостаточно представлены на конференциях по вопросам аудиовизуального культурно-исторического наследия.

Программный комитет особенно заинтересован в заявках, затрагивающих (не ограничиваясь ими) следующие темы:

Специализированные архивы

  • Архивы и концепции защиты прав человека; архивы деятельности активистов; социальная справедливость;

  • Протоколы архивной работы и языки коренных народов и других сообществ, хранящих традиционные знания; «живые» архивы и память предков; практика и политика деколонизации;

  • Женские архивы и сети общения, феминистская этика курирования;

  • Архивы LGBT-сообществ и сотрудничество с этими сообществами (в оригинале использована более «крутая» аббревиатура LGBTQS+ - боюсь, «политкорректным» скоро уже не хватит букв! – Н.Х.);

  • Представление в архивах материалов о лицах с ограничениями по здоровью; создание доступных архивов;

  • Мобильное взаимодействие с архивами для отдаленными и недообслуживаемых сообществ;

  • Обогащение метаданных по чувствительным материалам; улучшение языка метаданных в интересах расширения доступности и сотрудничества в глобальном масштабе.

Новые подходы к архивированию

  • Деколонизация архива; деколонизационный и постколониальный подходы к архивированию и архивным исследованиям;

  • Экологичные подходы к архивированию: окружающая среда, изменение климата и исчезающие архивы, «планетарные» архивы;

  • Выявление находящихся под угрозой архивов и предоставлением им части своих ресурсов;

  • Развитие новых сетей общения, родственных связей, сотрудничества и альянсов; совместное использование ресурсов в политической/культурной, экономической и географической сферах;

  • Транснациональные, трансконтинентальные, трансграничные архивные проекты и сети;

  • Глобальные усилия по репатриации через границы и правительства; цифровые формы репатриации;

  • Новые подходы к архивной педагогике; подготовка нового поколения архивистов;

  • Формы архивирования – участвующая (participatory) и коллективная (communal); создание жизнеспособных совместных проектов в области архивирования аудиовидеоматериалов; признание существования в архиве «невидимых работников»;

  • Решение проблемы финансового неравенства между архивами в трансграничном масштабе в неолиберальном контексте; поиск альтернатив неоколониальным финансовым структурам.

Теоретические идеи и идеи по активизации архивной работы

  • Творческий подход к активизации деятельности архивов посредством создания «резиденций» деятелей искусства и сотрудничества с сообществами;

  • Наведение мостов с использующими архивы академическими, архивными и культурными сообществами;

  • Развитие теории: Чему мы можем научиться на основе новых теоретических вопросов (онтология архивного дела) и творческих художественных подходов к работе с архивами?

  • Альтернативные представления об аудиовизуальном наследии и культуре благодаря новым инклюзивным архивным практикам;

  • Будущее архивов и архивного дела; Новые подходы к цифровизации; цифровые архивы, платформы и хранилища.

Дополнительную информацию можно найти на сайте конференции по адресу: https://counterarchive.ca/gava-2024 .

Мой комментарий: Легко заметить, что многочисленным чисто профессиональным проблемам, с которыми сталкивается сегодня архивное сообщество, уделено минимальное внимание. Всё внимание – социально-политическому активизму, который, говоря откровенно, на самом деле возможен сейчас в основном лишь в академической среде и в архивах отдельных сообществ. Иногда кажется, что вообще утрачено понимание того, чем именно архивы отличаются от других учреждений, занимающихся сохранением культурно-исторического наследия (музеев, библиотек и т.п.).

Обратите внимание, что из поля зрения организаторов почти совсем выпадает работа как традиционных государственных и муниципальных архивов, так и архивов коммерческих организаций – не в последнюю очередь потому, что как раз там никакого активизма в большинстве случаев не потерпят; и архивист, как наёмный работник, будет делать не то, что ему заблагорассудится, а то, что потребует работодатель.

Игнорируется крайне важная тема о том, как архивам повышать свой статус и добывать остро необходимые им ресурсы - сейчас это возможно главным образом посредством активной поддержки архивами оперативной деловой деятельности организации-владельца архива, выполнения миссии организации (в государственном секторе) и получения экономической отдачи (в частном секторе), а также посредством защиты прав организации-владельца, её сотрудников и иных заинтересованных сторон.

Не обсуждается и то, каким образом, стремясь повысить представительность и разнообразие материалов архивных фондов (в том числе за счёт инициативного архивирования, взаимодействия с заинтересованными сторонами и сообществами и т.д.), сохранить при этом на прежнем уровне доверие к этим самым материалам, презумпцию их подлинности и возможность их использования в качестве надлежащих свидетельств и доказательств.

Источник: сайт МСА
https://www.ica.org/en/cfp-2nd-global-audiovisual-archiving-conference

Комментариев нет:

Отправить комментарий