Конституционный Суд Российской Федерации вынес постановление от 13 июля 2022 года №31-П по делу о проверке конституционности пунктов 11 и 12 части 1 статьи 79 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки.
Для справки: Федеральный закон от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусматривает в части 1 статьи 79, что медицинская организация обязана, в частности, вести медицинскую документацию в установленном порядке и представлять отчетность по видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 11); обеспечивать учет и хранение медицинской документации, в том числе бланков строгой отчетности (пункт 12).
Суть спора
Гражданка в марте 2013 года была подвергнута госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке. На неё была оформлена медицинская карта психиатрического больного с указанием сведений об обстоятельствах и основаниях принудительной госпитализации, а также об установленном ей диагнозе.
По результатам освидетельствования, проведенного комиссией врачей-психиатров, гражданка была выписана в связи с отсутствием оснований для принудительного лечения в условиях стационара и ей было рекомендовано консультативное диспансерное наблюдение у психиатра.
Заявительница, узнав о наличии в медицинской организации медицинской карты и о медицинской информационной системе, в которой также содержались сведения о ее госпитализации, в июле 2019 года обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недобровольной госпитализации незаконной, возложении обязанности на учреждение здравоохранения уничтожить медицинские карты стационарного и амбулаторного психиатрического больного, исключении соответствующих сведений из указанной информационной системы.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований заявительницы было отказано в полном объеме. Суд апелляционной инстанции, с которым согласились вышестоящие суды, отменил данное решение частично и признал недобровольную госпитализацию гражданки в психиатрический стационар незаконной, а также возложил обязанность на больницу организовать удаление из Единой информационной системы здравоохранения региона сведений в её отношении по двум талонам амбулаторного пациента.
Что касается требования заявительницы об уничтожении её медицинских карт, то оно было оставлено судами без удовлетворения со ссылкой на оспариваемые нормы федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и на письмо Минздрава России от 7 декабря 2015 года №13-2/1538 «О сроках хранения медицинской документации» о 25-летнем сроке хранения медицинских карт.
По мнению заявительницы, нормы закона не соответствуют статьям 41 и 55 Конституции Российской Федерации в части необходимости хранения медицинской документации, которая содержит сведения о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, после признания судом такой госпитализации незаконной, что может препятствовать осуществлению преподавательской деятельности и оформлению прав опекуна над совершеннолетним ребенком.
Позиция Конституционного суда
Пункты 11 и 12 части 1 статьи 79 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» стали предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ в той мере, в какой на их основании разрешается вопрос о ведении, учете и хранении медицинской организацией, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, документации, сформированной при госпитализации гражданина в недобровольном порядке, в случае признания судом такой госпитализации незаконной.
Суд отметил, что медицинская документация формируется в отношении каждого пациента, сопровождает процесс оказания ему помощи и отражает информацию о самом пациенте, а также о диагнозе, видах, условиях и сроках ее оказания, представляя собой, соответственно, важный источник медицинской информации, содержание которой составляет врачебную тайну.
Тем самым закрепленная действующим правовым регулированием обязанность медицинской организации в надлежащем порядке вести, учитывать и хранить медицинскую документацию, фиксирующую, в частности, факт обращения пациента за медицинской помощью, факт её оказания, этапы лечебно-диагностического процесса, вытекает из значения содержащейся в медицинской документации информации о состоянии здоровья для защиты прав и свобод самого пациента, в том числе в контексте оценки правомерности и эффективности оказанной ему медицинской помощи, а также осуществления предусмотренной статьей 64 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» экспертизы её качества, проводимой в целях выявления нарушений при её оказании, включая оценку своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.
Утрата медицинской документации объективно может повлечь определенные сложности в реализации конституционных прав, в том числе гарантированных статьей 41 Конституции РФ и - в случае обжалования действий по оказанию психиатрической помощи - ее статьями 45 и 46.
Актуальность сказанного сохраняется и в случае, когда содержащая персональные данные медицинская документация была сформирована в результате госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, которая впоследствии признана судом незаконной, так как незаконностью госпитализации не отменяется значение такой документации для предотвращения дальнейших ошибок оказывающих психиатрическую помощь медицинских работников как в отношении самого лица, госпитализированного с усмотренными судом нарушениями, так и других лиц, а установление судом незаконности госпитализации в недобровольном порядке может быть предпосылкой дальнейших юридических разбирательств.
Медицинская организация при формировании медицинской документации осуществляет обработку персональных данных о состоянии здоровья гражданина, в том числе безотносительно к его согласию, и не вправе необоснованно уклоняться от исполнения требований действующего законодательства, обязывающих вести, учитывать и хранить медицинскую документацию, отражающую обстоятельства оказанной гражданину медицинской помощи.
По мнению Конституционного Суда, обязанность медицинской организации по ведению, учету и хранению документации, не противоречат Конституции РФ, в том числе в случаях, когда соответствующая документация сформирована при госпитализации лица в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, впоследствии признанной судом незаконной.
Конституционный Суд отметил, что правовое регулирование порядка формирования и хранения информации о состоянии здоровья, которая представляет собой сведения о частной жизни, должно предусматривать ясные и недвусмысленные правила, определяющие, по крайней мере, общие условия и основания сбора, ведения, учета и хранения медицинской документации, а также ее содержание и состав, что не исключает детализации соответствующих законодательных норм в подзаконных нормативных правовых актах.
Несмотря на то, что законами и принятыми в их исполнение актами обеспечивается конфиденциальность информации, составляющей врачебную тайну, а использование ее осуществляется только по целевому назначению, степень ее защиты ниже по сравнению с защитой информации, которая охраняется наиболее строгим образом (например, государственной тайны). Кроме того, она все равно может оставаться доступной для лиц, оказывающих медицинскую помощь соответствующего профиля, и служить ориентиром для выработки позиции при выдаче справок, заключений и иных документов, касающихся психического здоровья лица, в том числе влияющих на возможность осуществления ими тех или иных прав.
Хотя подзаконными актами о порядке ведения медицинской документации, в том числе в сфере оказания психиатрической помощи, предусмотрены меры по актуализации соответствующей информации, включая ее устранение из регулярного использования (посредством сдачи на архивное хранение) в случае утраты актуальности, из обстоятельств дела заявительницы, следует, что данные положения не обеспечивают выбытие соответствующих документов из текущего использования в медицинской организации или проставление на них соответствующих корректирующих (дезавуирующих) информацию пометок в случае признания незаконной принудительной госпитализации, в ходе которой они сформированы.
Более того, даже если конкретные факты ненадлежащего использования информации о госпитализации гражданина не проявляются, само знание гражданина о том, что такая информация имеется в состоянии, сформированном фактически до признания госпитализации незаконной, и в любой момент возможно проявление ее негативного эффекта, способно оказывать существенное негативное воздействие на самоощущение человека, угнетать его ожиданием негативных последствий, затрагивая в конечном итоге его достоинство. При этом даже выполненная в этой документации в режиме одной из текущих записей пометка о состоявшемся судебном решении, если она и вносится, может оказаться недостаточной для устранения указанного психологического дискомфорта.
Конституционный Суд подчеркнул, что государство обязано не только пресекать и предотвращать конкретные негативные воздействия на личность и ее правовой статус, но и максимально обеспечивать - насколько это возможно правовыми и управленческими средствами - гарантии минимизации негативных претерпеваний лицом, тем более, когда они возникли из-за действий публичных институтов или в силу применения, пусть и незаконного, установленных нормативных предписаний.
В отсутствие таких гарантий, безоговорочная реализация медицинской организацией обязанностей, прямо возложенных на нее оспариваемыми законоположениями, представляет собой неправомерное вмешательство, прежде всего, в гарантированные статьями 23 (часть 1) и 24 (часть 1) Конституции Российской Федерации права и свободы.
Устанавливая общую обязанность по ведению, учету и хранению медицинской документации, нормы закона не предусматривают при этом гарантий обеспечения прав гражданина по её приведению в соответствие с судебным решением о незаконности помещения его в медицинскую организацию: они ни сами по себе, не содержат предписаний, обеспечивающих внесение в документацию сведений о признании судом госпитализации гражданина незаконной, а также специальных условий и сроков хранения указанных сведений, оснований прекращения хранения исходя из их актуальности.
Допускаемое сохранение медицинской документации гражданина в неизменном виде - без учета факта признания его госпитализации незаконной судом, - умаляющее значение соответствующего судебного акта, вступает также в противоречие с положениями статьи 46 (часть 1) Конституции РФ.
На этом основании Конституционный Суд признал, что оспариваемые нормы закона не соответствуют Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования они не предусматривают необходимых правовых гарантий отражения при ведении, учете и хранении медицинской документации сведений о признании судом госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке незаконной и разрешения вопроса об условиях и основаниях их дальнейшего хранения.
Федеральному законодателю было предложено внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения, вытекающие из настоящего Постановления.
Впредь до внесения изменений в законодательство, в медицинской документации гражданина подлежит незамедлительному отражению вступившее в законную силу судебное решение о признании госпитализации незаконной. При этом, если медицинская документация сформирована именно в ходе такой госпитализации, соответствующие сведения должны быть отображены так, чтобы медицинская документация имела вид, отличающийся от документации, которую можно использовать в текущей деятельности.
Одновременно должно быть обеспечено хранение указанной документации, которое исключало бы ее использование в текущей деятельности для оценки психического состояния данного гражданина и выдачи соответствующих заключений (справок), причем такое ее использование не допускается.
Мой комментарий: Как мне кажется, Конституционный Суд принял правильное решение - в первую очередь признав, что уничтожать медицинскую документацию только по причине незаконности госпитализации пациента нельзя, поскольку эти документы обеспечивают подотчётность больницы за проведенное лечение, они также нужны для целей бухгалтерского учёта, и в будущем потенциально могут быть важны для самого пациента. В качестве утешительной меры суд решил, что в подобных ситуациях эту документацию уже нельзя использовать при оказании медицинской помощи и доступ к ней следует ограничить).
Поскольку в законодательстве на момент рассмотрения дела отсутствовали нормы, которые обязывали вносить в медицинские карты сведения о том, что госпитализация в стационар была признана незаконной, Конституционный суд постановил изменить правовое регулирование данного вопроса.
Федеральный закон от 4 августа 2023 г. №464-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и статью 79 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» исполнил требование Конституционного суда - об этом будет отдельный пост.
Источник: Консультант Плюс
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ARB;n=720059
Комментариев нет:
Отправить комментарий