Приказом МВД России от 13 июня 2019 №382 утверждены «Требования к специальным техническим и программно-техническим средствам, позволяющим нотариусу удостовериться в подлинности документов, удостоверяющих личность гражданина, его представителя или представителя юридического лица, обратившихся за совершением нотариального действия».
Требования к специальным техническим средствам, позволяющим нотариусу удостовериться в подлинности документов, удостоверяющих личность гражданина, его представителя или представителя юридического лица, обратившихся за совершением нотариального действия включают (п.1):
- Визуальный контроль подлинности документов в белом проходящем и отраженном свете.
- Наличие источника ультрафиолетового света.
- Наличие источника инфракрасного излучения.
1. Соответствие программно-технических средств требованиям (п.2.1):
- Правил присоединения информационных систем организаций к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, утв. постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2012 г. №1382;
- Технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утв. приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 23 июня 2015 г. №210;
- Требований, обеспечивающих технологическую совместимость информационных систем организаций, подключаемых к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме с указанной инфраструктурой, к каналу связи и используемым для его защиты средствам криптографической защиты информации, а также особенностей использования стандартов и протоколов при обмене данными в электронной форме между информационными системами таких организаций и указанной инфраструктурой, утв. приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ 3 мая 2014 г. №120.
- Требованиями к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденными постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. №1119;
- Требованиями о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, утвержденными приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 11 февраля 2013 г. №17;
- Составом и содержанием организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденными приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 18 февраля 2013 г. №21.
- Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. №63-ФЗ «Об электронной подписи»,
- Правил использования усиленной квалифицированной электронной подписи органами исполнительной власти и органами местного самоуправления при организации электронного взаимодействия между собой, а также требований к обеспечению совместимости средств электронной подписи при организации электронного взаимодействия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления между собой, утвержденных постановлением Правительства РФ от 9 февраля 2012 г. №111,
- Требований к форме квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, утвержденных приказом Федеральной службы безопасности РФ от 27 декабря 2011 г. №795.
Мой комментарий: МВД решило обойтись «малой кровью», просто перечислив нормативно-правовые акты, устанавливающие требования, которым должны соответствовать используемые нотариусами специальные технические и программно-технические средства.
Меня в этом перечне больше всего заинтересовал раздел о проверке подлинности усиленной квалифицированной электронной подписи. Дело в том, что нотариусам при работе с электронными документами придется проверять подписи не только при межведомственном электронном взаимодействии. Граждане и организации также будут представлять электронные документы нотариусам для совершения нотариальных действий. При этом это будут документы разных лет создания, и как нотариусам проверять исторические электронные подписи на этих документах?
Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=330437
Меня в этом перечне больше всего заинтересовал раздел о проверке подлинности усиленной квалифицированной электронной подписи. Дело в том, что нотариусам при работе с электронными документами придется проверять подписи не только при межведомственном электронном взаимодействии. Граждане и организации также будут представлять электронные документы нотариусам для совершения нотариальных действий. При этом это будут документы разных лет создания, и как нотариусам проверять исторические электронные подписи на этих документах?
Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=330437
Недавно узнал, что украинские нотариусы не имеют доступа к реестру документов, удостоверяющих личность, который поддерживает миграционная служба. Т.е. они не имеют возможности воспользоваться самым-самым главным, насколько понимаю, инструментом верификации предъявляемых им докуметов. Ведь в этом реестре отражены все без исключения значимые атрибуты удостоверений личности - серия и номер, фотография гражданина и т.п. Возможность сверить предъявленный документ с данными такого реестра полностью устраняет наиболее распространённые риск - переклейки фотографии.
ОтветитьУдалитьПрочитал вашу заметку, но не нашёл указания на то, а как обстоят дела с этим у российских нотариусов?
У российских нотариусов такое право есть.
УдалитьОсновы законодательства Российской Федерации о нотариате
Статья 42. Установление личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия
При установлении личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица, обратившихся за совершением нотариального действия, нотариус использует соответствующие государственные информационные ресурсы, доступ к которым предоставляет федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 528-ФЗ)
Постановление Правительства РФ от 09.12.2017 № 1505 «О доступе нотариусов к государственной информационной системе миграционного учета и базовому государственному информационному ресурсу регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации при установлении личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица, обратившихся за совершением нотариального действия»
Постановление Правительства РФ от 05.01.2015 № 4 (ред. от 30.11.2016) «Об утверждении Правил формирования, ведения и использования базового государственного информационного ресурса регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации»