среда, 13 сентября 2017 г.

Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» и электронные документы


Распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 года № 1632-р утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации».

Программа была подготовлена Минкомсвязи во исполнение перечня поручений Президента России по реализации Послания Федеральному Собранию (№Пр-2346 от 5 декабря 2016 года).

Программой определены цели, задачи, направления и сроки реализации основных мер государственной политики по созданию необходимых условий для развития в России цифровой экономики, «в которой данные в цифровом виде являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, что является необходимым условием повышения конкурентоспособности страны, качества жизни граждан, обеспечения экономического роста и национального суверенитета».

На совещании с вице-премьерами 31 июля 2017 Дмитрий Медведев отметил, что «предстоит устранить имеющиеся препятствия для успешного развития цифровой инфраструктуры (высокотехнологичных предприятий, платформ и новых рынков), обеспечить поддержку сквозных технологий (это так называемые большие данные, или big data, квантовые компьютеры, о которых сейчас очень много говорят, хотя пока никто их не сумел создать, но очевидно, что рано или поздно это случится), новые производственные методы, искусственный интеллект). В дальнейшем программу планируется дополнить отраслевыми проектами, прежде всего в сфере здравоохранения, создания «умных городов», государственного управления».

По его мнению, «для этого потребуется плотная координация министерств, крупнейших институтов, организаций в сфере IT, серьёзная кадровая работа. И нужно сформировать систему управления, обеспечить участие в ней представителей бизнеса, научного и академического сообщества, создать конкретные планы мероприятий, определить ответственных».

Для управления программой определены пять базовых направлений развития цифровой экономики в России на период до 2024 года, к которым отнесены:
  • Нормативное регулирование;

  • Кадры и образование;

  • Формирование исследовательских компетенций и технических заделов;

  • Информационная инфраструктура;

  • Информационная безопасность.
Мой комментарий: Меня в первую очередь интересовало, как в программе отражены вопросы делопроизводства и архивного дела.

Основными целями направления, касающегося информационной инфраструктуры, являются:
  • Развитие сетей связи, которые обеспечивают потребности экономики по сбору и передаче данных государства, бизнеса и граждан с учетом технических требований, предъявляемых цифровыми технологиями;

  • Развитие системы российских центров обработки данных, которая обеспечивает предоставление государству, бизнесу и гражданам доступных, устойчивых, безопасных и экономически эффективных услуг по хранению и обработке данных и позволяет в том числе экспортировать услуги по хранению и обработке данных;

  • Внедрение цифровых платформ работы с данными для обеспечения потребностей власти, бизнеса и граждан;

  • Создание эффективной системы сбора, обработки, хранения и предоставления потребителям пространственных данных, обеспечивающей потребности государства, бизнеса и граждан в актуальной и достоверной информации о пространственных объектах.
Для совершенствования нормативного регулирования с целью развития цифровой экономики планируется разработать и реализовать три концепции:
  • Концепцию первоочередных мер;

  • Концепцию среднесрочных мер;

  • Концепцию комплексного правового регулирования отношений.
Проект концепции первоочередных мер по совершенствованию правового регулирования с целью развития цифровой экономики, предусматривает в том числе (п.1.2.1):
  • Перечень ключевых действующих правовых ограничений, препятствующих развитию цифровой экономики, включающий в том числе перечень действующих требований по использованию исключительно бумажного документооборота или использованию устаревших технологий при формировании, сборе и обработке информации, совершении юридических значимых действий, и предложения по устранению действующих ограничений;

  • Предложения по формированию основных понятий и институтов, определяющих в том числе принципы безбумажного взаимодействия, использования электронного документа, электронного дубликата документа, электронного архива и т.п.;

  • Особенности оформления трудовых отношений в цифровой экономике, в том числе в части перехода на безбумажное взаимодействие работников и работодателей (введение электронного формата заключения трудового договора, оптимизация иных «бумажных» обязанностей работодателя);

  • Создание правовых условий для формирования единой цифровой среды доверия, позволяющей обеспечить участников цифровой экономики средствами доверенных цифровых дистанционных коммуникаций;
Мой комментарий: Отмечу, что вопросы, связанные с электронными документами и электронными архивами отнесены к первоочередным в плане нормативного регулирования. Концепция должна быть одобрена уже в четвертом квартале 2017 года. Это означает, что работа над ней уже идет.

Нормативные правовые акты, устраняющие ключевые правовые ограничения в отдельных отраслях законодательства, препятствующие развитию цифровой экономики (п.1.5), а также определяющие первоочередные базовые правовые понятия и институты (п.1.6.), планируется принять в 2018 году.

Для создания правовых условий для формирования единой цифровой среды доверия в нормативных правовых актах будут закреплены (п.1.7):
  • Удаленное подтверждение личности для совершения юридически значимых действий;

  • Равный статус различных способов идентификации и аутентификации физических и юридических лиц, иных участников цифровой экономики;

  • Равное с очно-бумажными взаимодействиями правое признание как в публично-правовых, так и в гражданско-правовых взаимодействиях;

  • Способы независимой доверенной фиксации и предоставления заинтересованным лицам юридических фактов, связанных с электронными дистанционными взаимодействиями, электронными документами (сервисов третьей доверенной стороны);
Проект концепции среднесрочных мер по совершенствованию правового регулирования с целью развития цифровой экономики, должен быть одобрен в конце 2018 года, и он предусматривает в том числе (п.1.3.1):
  • Формирование благоприятных правовых условий для сбора, хранения и обработки данных, в том числе с использованием новых технологий, при условии защиты прав и законных интересов субъектов и владельцев, обеспечивающих возможность ускоренного развития базовых механизмов цифровой экономики;

  • Внедрение инструментов стимулирования развития цифровой экономики в части оборота результатов интеллектуальной деятельности;

  • Совершенствование антимонопольного законодательства в соответствии с потребностями цифровой экономики;

  • Совершенствование правового регулирования в целях внедрения и использования инновационных технологий на финансовом рынке;

  • Совершенствование правового регулирования в сфере защиты прав потребителей в условиях цифровой экономики;

  • Формирование правовых условий для использования технологий децентрализованного ведения реестров и удостоверения прав, в том числе проведение правового эксперимента в данной сфере;

  • Определение новых правил сбора отчетности, в том числе статистической информации, исключающих дублирование этой информации, предусматривающих способы ее дистанционного получения и направленных на обеспечение потребностей общества и государства необходимыми данными в режиме реального времени;
Концепция комплексного правового регулирования отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики, подготовленная к февралю 2019 года, будет в себя включать в том числе (п.1.4):
  • Основные понятия и принципы правового регулирования цифровой экономики;

  • Особенности осуществления основных видов деятельности в цифровой экономике, права и обязанности ее участников, виды и объекты правоотношений, юридические факты, обуславливающие их возникновение;

  • Виды ответственности субъектов правоотношений в цифровой экономике и механизмы ее реализации;

  • Вопросы юридической значимости цифровых данных, в том числе применительно к документам на бумажном носителе, а равно к другим цифровым данным.
Мой комментарий: Один из ключевых с точки зрения управления информацией и документацией – это пункт о юридически значимых цифровых данных. Я уже давно в своих выступлениях обращаю на это внимание. Бумагоподобные электронные документы, которые использовались на начальных этапах информатизации, постепенно перестают создаваться. Уже сейчас все чаще и чаще серьезные деловые решения принимаются на основе данных, содержащихся в государственных реестрах, регистрах и базах данных.

Источники: Консультант  Плюс / сайт Правительства РФ
http://government.ru/news/28652/#rp1632-r
http://government.ru/docs/28653/
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=221756

3 комментария:

  1. Будет подключен Росархив, ибо другого не дано и кончится очередными Методическими рекомендациями

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пока будут нужны только "шашечки", сойдёт и Росархив. Когда же потребуется "ехать", про него и вспоминать не станут :)

      Удалить
  2. Не думаю что получится из бумаги прыгнуть сразу в блокчейны... зрелость необходима. важно законодательно проработать понятие электронного документа, электронной записи, должны быть установлены правила хранения и миграции...

    ОтветитьУдалить