Распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 года № 1632-р утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации».
Программа была подготовлена Минкомсвязи во исполнение перечня поручений Президента России по реализации Послания Федеральному Собранию (№Пр-2346 от 5 декабря 2016 года).
Программой определены цели, задачи, направления и сроки реализации основных мер государственной политики по созданию необходимых условий для развития в России цифровой экономики, «в которой данные в цифровом виде являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, что является необходимым условием повышения конкурентоспособности страны, качества жизни граждан, обеспечения экономического роста и национального суверенитета».
На совещании с вице-премьерами 31 июля 2017 Дмитрий Медведев отметил, что «предстоит устранить имеющиеся препятствия для успешного развития цифровой инфраструктуры (высокотехнологичных предприятий, платформ и новых рынков), обеспечить поддержку сквозных технологий (это так называемые большие данные, или big data, квантовые компьютеры, о которых сейчас очень много говорят, хотя пока никто их не сумел создать, но очевидно, что рано или поздно это случится), новые производственные методы, искусственный интеллект). В дальнейшем программу планируется дополнить отраслевыми проектами, прежде всего в сфере здравоохранения, создания «умных городов», государственного управления».
По его мнению, «для этого потребуется плотная координация министерств, крупнейших институтов, организаций в сфере IT, серьёзная кадровая работа. И нужно сформировать систему управления, обеспечить участие в ней представителей бизнеса, научного и академического сообщества, создать конкретные планы мероприятий, определить ответственных».
Для управления программой определены пять базовых направлений развития цифровой экономики в России на период до 2024 года, к которым отнесены:
- Нормативное регулирование;
- Кадры и образование;
- Формирование исследовательских компетенций и технических заделов;
- Информационная инфраструктура;
- Информационная безопасность.
Основными целями направления, касающегося информационной инфраструктуры, являются:
- Развитие сетей связи, которые обеспечивают потребности экономики по сбору и передаче данных государства, бизнеса и граждан с учетом технических требований, предъявляемых цифровыми технологиями;
- Развитие системы российских центров обработки данных, которая обеспечивает предоставление государству, бизнесу и гражданам доступных, устойчивых, безопасных и экономически эффективных услуг по хранению и обработке данных и позволяет в том числе экспортировать услуги по хранению и обработке данных;
- Внедрение цифровых платформ работы с данными для обеспечения потребностей власти, бизнеса и граждан;
- Создание эффективной системы сбора, обработки, хранения и предоставления потребителям пространственных данных, обеспечивающей потребности государства, бизнеса и граждан в актуальной и достоверной информации о пространственных объектах.
- Концепцию первоочередных мер;
- Концепцию среднесрочных мер;
- Концепцию комплексного правового регулирования отношений.
- Перечень ключевых действующих правовых ограничений, препятствующих развитию цифровой экономики, включающий в том числе перечень действующих требований по использованию исключительно бумажного документооборота или использованию устаревших технологий при формировании, сборе и обработке информации, совершении юридических значимых действий, и предложения по устранению действующих ограничений;
- Предложения по формированию основных понятий и институтов, определяющих в том числе принципы безбумажного взаимодействия, использования электронного документа, электронного дубликата документа, электронного архива и т.п.;
- Особенности оформления трудовых отношений в цифровой экономике, в том числе в части перехода на безбумажное взаимодействие работников и работодателей (введение электронного формата заключения трудового договора, оптимизация иных «бумажных» обязанностей работодателя);
- Создание правовых условий для формирования единой цифровой среды доверия, позволяющей обеспечить участников цифровой экономики средствами доверенных цифровых дистанционных коммуникаций;
Нормативные правовые акты, устраняющие ключевые правовые ограничения в отдельных отраслях законодательства, препятствующие развитию цифровой экономики (п.1.5), а также определяющие первоочередные базовые правовые понятия и институты (п.1.6.), планируется принять в 2018 году.
Для создания правовых условий для формирования единой цифровой среды доверия в нормативных правовых актах будут закреплены (п.1.7):
- Удаленное подтверждение личности для совершения юридически значимых действий;
- Равный статус различных способов идентификации и аутентификации физических и юридических лиц, иных участников цифровой экономики;
- Равное с очно-бумажными взаимодействиями правое признание как в публично-правовых, так и в гражданско-правовых взаимодействиях;
- Способы независимой доверенной фиксации и предоставления заинтересованным лицам юридических фактов, связанных с электронными дистанционными взаимодействиями, электронными документами (сервисов третьей доверенной стороны);
- Формирование благоприятных правовых условий для сбора, хранения и обработки данных, в том числе с использованием новых технологий, при условии защиты прав и законных интересов субъектов и владельцев, обеспечивающих возможность ускоренного развития базовых механизмов цифровой экономики;
- Внедрение инструментов стимулирования развития цифровой экономики в части оборота результатов интеллектуальной деятельности;
- Совершенствование антимонопольного законодательства в соответствии с потребностями цифровой экономики;
- Совершенствование правового регулирования в целях внедрения и использования инновационных технологий на финансовом рынке;
- Совершенствование правового регулирования в сфере защиты прав потребителей в условиях цифровой экономики;
- Формирование правовых условий для использования технологий децентрализованного ведения реестров и удостоверения прав, в том числе проведение правового эксперимента в данной сфере;
- Определение новых правил сбора отчетности, в том числе статистической информации, исключающих дублирование этой информации, предусматривающих способы ее дистанционного получения и направленных на обеспечение потребностей общества и государства необходимыми данными в режиме реального времени;
- Основные понятия и принципы правового регулирования цифровой экономики;
- Особенности осуществления основных видов деятельности в цифровой экономике, права и обязанности ее участников, виды и объекты правоотношений, юридические факты, обуславливающие их возникновение;
- Виды ответственности субъектов правоотношений в цифровой экономике и механизмы ее реализации;
- Вопросы юридической значимости цифровых данных, в том числе применительно к документам на бумажном носителе, а равно к другим цифровым данным.
Источники: Консультант Плюс / сайт Правительства РФ
http://government.ru/news/28652/#rp1632-r
http://government.ru/docs/28653/
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=221756
Будет подключен Росархив, ибо другого не дано и кончится очередными Методическими рекомендациями
ОтветитьУдалитьПока будут нужны только "шашечки", сойдёт и Росархив. Когда же потребуется "ехать", про него и вспоминать не станут :)
УдалитьНе думаю что получится из бумаги прыгнуть сразу в блокчейны... зрелость необходима. важно законодательно проработать понятие электронного документа, электронной записи, должны быть установлены правила хранения и миграции...
ОтветитьУдалить