Ведение деловой переписки в социальных сетях - весьма распространенное явление современной жизни. Использование привычных для такого общения передающие эмоции «смайликов» (также известных как «эмодзи» или «эмотиконы») иногда приводит к спорам и к выяснению отношений в судах.
Арбитражный суд Краснодарского края в апреле 2023 года рассмотрел дело № А32-36944/2022, в котором ключевым для принятия решение по спору двух индивидуальных предпринимателей стал вопрос о том, достаточно ли в переписке по WhatsApp при согласовании цвета автофургона поставить «смайлик», не написав ни слова.
Суть спора
В марте 2022 года между двумя индивидуальными предпринимателями (ИП) был заключен договор купли-продажи мобильного киоска стоимостью 685 тыс. руб., c условием осуществить отгрузку до 30 июня 2022 года.
В соответствии с п. 1.3 договора, цвета нижней и верхней части киоска должны были быть комбинированные, и сторонам следовало их утвердить их посредством дополнительного соглашения.
Согласно п. 5.4 договора, стороны по настоящему договору признавали юридическую силу всех документов, тексты которых получены по каналам связи, наравне с исполненными в простой письменной форме. Каналы связи в терминах настоящего договора – это электронная почта с указанными в договоре адресами сторон, а также телефонные номера (используемые в приложении WhatsApp).
Покупатель передал продавцу денежную сумму в размере 480 тысяч рублей. Получение денежных средств было подтверждено распиской. Продавец, однако, не исполнил обязательства по отгрузке товара в срок. Покупатель обратился к продавцу с претензией, в которой просил возвратить денежные средства. Денежные средства возвращены не были, что послужило основанием для обращения покупателя в суд с иском.
Позиция Арбитражного суда Краснодарского края
Суд отклонил доводы ответчика о том, что нарушение срока поставки мобильного торгового киоска было вызвано несогласованностью сторонами его цветов.
По мнению суда в апреле 2022 года посредством приложения WhatsApp цвета нижней и верхней части киоска были согласованы, покупателем был выбран цвет, что подтверждается представленной в материалы дела перепиской сторон, а также протоколом о производстве осмотра доказательств, изготовленным нотариусом Краснодарского нотариального округа в марте 2023 года. Подтверждение согласования цветов было получено от продавца с его личного телефонного номера, указанного в договоре.
Полномочия представителя ИП, осуществлявшей переписку с ответчиком, были подтверждены представленной в материалы дела доверенностью. Доказательств того, что в период действия договора продавец обращался к покупателю, его представителю с какими-либо письмами или уведомлениями о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению договора, о предоставлении разъяснений, согласований или иных документов, суду не было представлено.
Суд взыскал с продавца неосновательное обогащение в размере 480тысяч рублей и проценты за пользование чужими денежными средствами.
Позиция продавца
В апелляционной жалобе продавец отмечал, что он многократно предлагал покупателю утвердить цвета нижней и верхней части киоска путем подписания дополнительного соглашения во исполнение п. 1.3. договора купли-продажи. По мнению продавца, принятые судом доводы истца о согласовании цветов киоска посредством переписки в WhatsApp, не могут являться таковыми.
Суд отметил, что истцом была предоставлена переписка о согласовании цветов киоска, в которой указано: «Хорошо желтая полоска (1003) на белом фоне». После этой фразы следует сообщение в виде эмодзи: «большой палец вверх, ОК» 👍.
То есть, судом в качестве доказательства согласования условий договора был принят «смайлик» (эмодзи). Даже в случае принятия судом электронного волеизъявления, оно должно быть выражено явно. Эмодзи допускают слишком большой спектр интерпретаций, и в законодательстве нашей страны не наделены юридической силой.
Кроме этого, из предоставленной переписки нельзя однозначно и конкретно установить:
- В какой части кузова и какого размера должна быть желтая полоска?
- Желтая полоска должна быть одна или несколько?
- Горизонтальная или вертикальная желтая полоска?
- На каком белом фоне? (белый цвет имеет множество оттенков, в цветовой таблице RAL).
Все эти данные должны были отражаться в дополнительном соглашении к договору для окончательного утверждения точной и конкретной расцветки без возможности двусмысленного понимания.
Позиция Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в июне 2023 года отметил, что довод заявителя жалобы о том, что стороны не заключили дополнительное соглашение в соответствии с пунктом 1.3. договора, не лишают права истца требовать возврата денежных средств за непереданный в срок товар.
При этом апелляционный суд подчеркнул, что дополнительное соглашение должно было быть заключено до 30.04.2022. Ответчик не предлагал заключить дополнительное соглашение в виде отдельного документа до 13.07.2022, и соответствующее уведомление было направлено после истечения срока на поставку товара и после получение претензии истца о возврате денежных средств.
Из представленной в материалы дела переписки в WhatsApp следует, что с 5 по 11 апреля 2022 года стороны обсуждали цвет и размеры киоска. 6 апреля 2022 года ответчик написал: «Хорошо желтая полоска (1003) на белом фоне» и получил в ответ эмодзи «ОК».
По мнению суда, данный знак в обычно принятом и распространенном понимании при общении посредством электронной переписки означает «хорошо». Заявитель жалобы, указывая на возможность различных интерпретаций данного изображения, иного разумного понимаемого значения данного изображение не предложил. В последующей переписке значение данного ответа он также не уточнил, из чего следует, что ответчик воспринял данный ответ как согласие, не требующее дополнительного объяснения.
Также из переписки не следует, что ответчику требовалась какая-то иная информация для исполнения обязательств по договору, - соответствующие доводы были заявлены только при рассмотрении дела в суде.
Поскольку в установленный срок товар не поставлен истец был вправе потребовать возврата денежных средств.
Арбитражный суд оставить без изменения решение Арбитражного суда Краснодарского края, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Мой комментарий: Практика признания смайликов в электронной переписке в качестве доказательств выражения воли и позиции сторон достаточно распространена в ряде стран, особенно в странах англосаксонского права. Теперь вот и в российской судебной практике появился такой прецедент.
Для нас всех это означает только одно – при ведении деловой переписки мы должны понимать и учитывать, что любой «смайлик», добавленный нами при общении с контрагентами в электронное сообщение, может быть использован в качестве доказательства в ходе судебного спора :)
Источник: Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации / Электронное правосудие по экономическим спорам / сайт РБК
http://www.arbitr.ru/
https://www.rbc.ru/economics/08/09/2023/64fae70b9a794739f66dd067?ysclid=lmbm07l7nz839184332
Комментариев нет:
Отправить комментарий