вторник, 26 марта 2019 г.

«Доктор Блокчейн»: Интервью Виктории Лемьё


Данное интервью «адвоката блокчейн-технологий» Виктории Лемьё (Vickie Lemieux) было опубликовано в выложенном в свободном доступе номере журнала «Мир полномасштабного управления информацией» (IG World Magazine) за зиму 2019 года. Интервью брал Марк Дрискилл (Mark Driskill).

Виктория (Вики) Лемьё (Vicki Lemieux – на фото) является доцентом кафедры библиотечных, архивных и информационных исследований факультета информационных наук (iSchool) и лидером кластера по исследованию технологий блокчейна в Университете Британской Колумбии (University of British Columbia, UBC, Канада) – крупнейшего и наиболее многообразного кластера такого рода в Канаде.

В настоящее время основное внимание в её исследованиях уделяется рискам для наличия и доступности заслуживающих доверия документов, в особенности в системах документирования на основе блокчейна, - а также тому, как эти риски влияют на прозрачность, финансовую стабильность, подотчётность перед обществом и права человека.

Где Вы выросли, где ходили в школу?

Я выросла в Канаде. Мои первые годы прошли в провинции Онтарио, а впоследствии мы переехали на запад страны, когда мой отец получил медицинскую практику в городе Калгари, провинция Альберта.

Какими в детстве были Ваши любимые занятия?

Мне нравилось проводить время вне дома, будь то играть с друзьями или ходить в походы с семьей. У меня также рано появилась любовь к науке, и я охотно возилась со своим химическим набором и микроскопом (я ловила жуков, чтобы рассмотреть их поближе), разбирала часы и радиоприёмники, чтобы посмотреть, что там внутри. К сожалению, их обратная сборка не очень у меня получалась!

Что сподвигло Вас на получение научной степени?

Любопытство и поиск знаний. Архивная наука увлекла меня, и мне захотелось поглубже в ней разобраться.

Каковы были Ваши научные интересы, когда Вы готовились к защите диссертации?

Мне всегда была заинтересована в том, чтобы продемонстрировать более широкое социальное и организационное значение управления документами. Когда случился ямайский банковский кризис, я как раз жила на Ямайке и, зная положение дел с делопроизводством в банках, подозревала, что существует связь между тем, что мы сейчас называем «полномасштабным управлением информации» (Information Governance) и слабыми менеджментом риска и внутренним контролем в банках, что в конечном итоге способствовало их краху. Та же динамика, что я изучала при подготовке к защите, десять лет спустя проявилась в глобальном масштабе во время глобального финансового кризиса 2007–2008 годов.

Что Вам больше всего нравится в преподавании на университетском уровне?

Мне действительно нравится, когда мне удаётся вдохновить студентов учиться – как на занятиях в аудиториях, так и в ходе работы вместе с ними над исследовательскими проектами. Мне также нравится способствовать им в завязывании связей в отрасли и сообществе, которые могут помочь им найти свою первую «взрослую» работу и начать карьеру. Я испытываю огромную радость, когда бывшие студенты возвращаются, чтобы сказать мне, что то, чему я их научила, или те возможности, которые я открыла для них, действительно изменили их жизнь.

Когда Вы впервые заинтересовались технологией блокчейна, и почему?

Впервые я заинтересовался технологией блокчейна в конце 2015 года. Как-то читая газету «Файнэншл таймс» (Financial Times – «Финансовые новости»), я наткнулся на статью о том, что правительство Гондураса собирается поместить в блокчейн все свои документы о правах собственности на землю. Для меня такая идея звучала нелепо, но я осознала, что появилась технология, которая потенциально может кардинально изменить характер управления документами и архивного дела. Мне нужно было разобраться с этим вопросом. Когда я начал изучать его, пригодился мой опыт в области ИТ-безопасности. Поскольку блокчейн использует криптографию, я смогла понять, как это всё работает, и проанализировать то решение, которое предлагала компания, сотрудничавшая с правительством Гондураса.

Я пришла к выводу, что предлагаемое решение не слишком хорошо с точки зрения управления документами - о чём я написала в своей статье «Доверие к документам: Является ли технология блокчейна ответом на этот вопрос?» (Trusting Records: Is Blockchain Technology the Answer?, см. https://freepaper.me/leecher/pdf/10.1108/RMJ-12-2015-0042 - Н.Х.). В то же время я также осознала потенциал технологии блокчейна, которая, при правильном проектировании решений, может быть чрезвычайно полезна в ряде случаев. Меня заинтересовало то, что по своей сути это технология документирования – ведения реестра.

Какие наиболее уникальные применения технологии блокчейна Вы видели?

Я не могу утверждать, что знаю все существующие на данный момент приложения блокчейна - их так много! Варианты использования, которые я считаю наиболее уникальными и убедительными - это те, что нацелены на то, чтобы дать физическим лицам суверенный контроль над их персональными данными т.е. обеспечить бóльшие возможности по управлению и контроль над нашими данными и над тем, как они используются. Думаю, именно поэтому я работаю над проектами, в которых основное внимание уделяется этому аспекту технологии блокчейна - в здравоохранении и в управлении данными, касающимися аборигенов Канады. Помимо этого варианта применения - и на более легкомысленной ноте – довольно-таки уникальны крипто-котята (crypto-kitties – популярная игра на основе блокчейна – Н.Х.) – и забавны! Они открыли целый новый мир криптографически торгуемых активов, способствующих росту криптоэкономики.

Как, по Вашему, будет выглядеть внедрение технологии блокчейна через 5 или 10 лет? Как это изменит облик мира?

Прогнозирование - это всегда игра в напёрстки, и люди неизбежно ошибаются, поэтому я просто скажу о том, какой мир я стремлюсь создать, изучая технологию блокчейна. Мне бы хотелось, чтобы эта технология использовалось для позитивных социальных преобразований, - таких как личный контроль над персональными данными (data self-sovereignty), - чтобы мы могли обеспечить более совершенную защиту неприкосновенности частной жизни, безопасность и контроль над нашими данными. Если задуматься над этим, если каждый человек будет контролировать свои персональные данные, это будет довольно мощным трансформирующим фактором.

Это также кардинально изменит роль специалистов по управлению документами. Переосмысление нашей роли в мире контролируемых людьми собственных данных несомненно будет весьма интересным. Чтобы реализовать такое долгосрочное видение, нам придётся решить ряд открытых проблем, связанных с технологией блокчейна, таких, как разработка менее вредных для окружающей среды механизмов консенсуса без ущерба для доверия к их результату, стратегическое управление без «вилок» (forks) и истерик, обеспечение масштабируемости, а также обеспечение понятности и полезности криптовалют и блокчейн-решений для всех.

С точки зрения специалистов по управлению документами, серьёзной проблемой для технологии блокчейна является обеспечение возможность отслеживать сроки хранения документов и выполнять установленные действия по их истечении т.е. отбрасывать или уничтожать документы, жизненный цикл которых завершён. Сумели ли Вы и Ваши коллеги найти подход или решение, которое удовлетворяет требованиям, связанным с отслеживанием сроков хранения и уничтожением документов по их истечении?

Согласна, это вопрос является серьёзной проблемой. Я, однако, полагаю, что это связано с тем, что блокчейн-решения никогда не предназначались для хранения больших объемов информации – первоначально они проектировались для хранения очень простых криптографически закодированных записей о финансовых транзакциях с криптовалютами. Другими словами, блокчейн-решение не является системой управления контентом. Некоторые разработчики, однако, использовали блокчейн-решения в таком качестве, используя при этом всевозможные сообщения в виде открытого текста, метаданные о транзакциях, даже большие файлы данных, некоторые из которых содержали персональные данные. В результате возникает не только проблема отслеживания сроков хранения и выполнения установленных действий по их истечении, а также проблема исполнения требований законодательства о защите неприкосновенности частной жизни и персональных данных, но и раздувание объёмов хранимой в блокчейне информации.

С моей точки зрения, лучше держать документы о деловых транзакциях и персональные данные вне блокчейна. Решение вопроса о том, как это лучше всего сделать, требует тщательного внимания к архитектуре и проектированию данных и документов. Например, одна из возможностей заключается в том, чтобы связать запись в реестре с документом о транзакции с использованием криптографической или хэш-ссылки, указывающей на внешнее хранилище данных, где хранятся документы о транзакциях.

Чтобы выполнить требования, связанные со сроками хранения документов, криптографическая связь, когда придет время, может быть разорвана или сделана непригодной для использования, а запись в регистре может быть «вырезана» (что делается даже в неизменяемых реестрах с целью экономии места хранения). Для выбора наилучшего решения необходимо использовать знания в области управления документами и знаний о различных блокчейн-системах, с тем, чтобы прийти к оптимальной архитектуре данных и решения. Здесь нет универсального ответа, пригодного на все случаи жизни.

Кто ваш любимый писатель, и почему?

Прямо сейчас мне нравится читать книги Ювала Ноя Харари (Yuval Noah Harari). Мне особенно нравится книга «Homo Deus: Краткая история Вселенной», в которой обсуждается долгосрочное будущее жизни – она действительно вдохновила меня задуматься о будущем управления документами. Я обсуждала эти идеи в своем докладе под названием «Датификация (datafication), распространение и будущее архивной науки в эпоху Homo Deus» (Datafication, Distribution and the Future of Archival Science in the Age of Homo Deus). Вы можете прослушать его здесь: https://media.nationalarchives.gov.uk/index.php/big-ideas-datafication/ .

Что и когда делает Вас счастливой?

Я ученый, поэтому я счастлива, когда читаю что-то интересное, когда размышляю и пишу – на что, к сожалению, у меня часто не хватает времени!

Чем Вам больше всего нравится жизнь в Ванкувере?

Ванкувер – город, который истинно прекрасен своей природной красотой. Мы окружены морем и горами, а погода умеренная, совсем не похожая на типично холодную канадскую зиму. Мне никогда не надоедает пейзаж!

Интервью брал Марк Дрискилл (Mark Driskill)

Источник: сайт IG Guru
https://igguru.net/2019/02/28/ig-world-magazine-winter-issue-out-now/
http://online.publicationprinters.com/html5/reader/production/default.aspx?pubname=&edid=6903ddcd-1a1b-4706-acae-afdbc5fe9c49

Комментариев нет:

Отправить комментарий