вторник, 16 июня 2020 г.

Методические рекомендации Ростехнадзора по использованию средств дистанционного взаимодействия при проведении контроля


Приказом Ростехнадзора от 27.05.2020 №201 утверждены «Методических рекомендаций по осуществлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного контроля (надзора) за соблюдением требований промышленной безопасности и лицензионных требований с использованием средств дистанционного взаимодействия».

Начальникам структурных подразделений Ростехнадзора, уполномоченных на проведение проверок, и руководителям территориальных органов Ростехнадзора приказано обеспечить организацию приема документов на бумажном носителе, запрашиваемых в рамках проведения проверочных мероприятий, с размещением соответствующей информации на официальных сайтах в срок до 1 июня 2020 года (п.3 Приказа).

Срок действия Методических рекомендаций установлен до 31 декабря 2020 года.

Методические рекомендации применяются при проведении проверок соответствия требованиям промышленной безопасности и лицензионным требованиям в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих:
  • Деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности;

  • Деятельность, связанную с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения;

  • Производство маркшейдерских работ;

  • Эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
В приложении №1 к Методическим рекомендациям определены «Требования к формату документов и/или информации, запрашиваемых и получаемых в ходе проверки с использованием средств дистанционного взаимодействия» (п.4).
Для справки: в Методических рекомендациях установлены следующие требования к форматам:
  • Копия документа - .pdf

  • Фотоматериал - .jpeg

  • Видеоматериал - .mp4 , .mkv и .avi
При этом уточнено, что «представляемые фото-, видеоматериалы, документы должны содержать соответствующие комментарии (пояснения) к ним, отметку о дате и времени фиксации, а также геолокации места осуществления фиксации».
В случае если достоверность сведений, содержащихся в представленных документах и/или информации, истребуемых в ходе проверки, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить соблюдение проверяемым лицом установленных требований, Ростехнадзор вправе направить в адрес проверяемого лица мотивированный запрос с требованием представить необходимые для рассмотрения в ходе проведения дистанционной проверки документы, в том числе фото-, видеоматериалы (п.5).

В Методических рекомендациях установлены также перечни документов и/или информации, необходимых для осуществления государственного надзора в области промышленной безопасности и достижения целей и задач проведения проверки.

Также определена информация и документы, необходимые Ростехнадзору при осуществлении государственного контроля (надзора), находящиеся в распоряжении органов, являющихся обладателями базовых государственных информационных ресурсов (п.8):
  • ФНС России - сведения из Единого государственного реестра юридических лиц, из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, из реестра аккредитованных представительств и филиалов иностранных юридических лиц;

  • Органы местного самоуправления - сведения о документах, подтверждающих ввод в эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;

  • Росаккредитация - сведения, содержащиеся в Едином реестре сертификатов соответствия или в Едином реестре деклараций о соответствии;

  • Росреестр - сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, включающие в себя информацию о зарегистрированных правах и ограничениях, переходе прав на земельные участки, здания, строения и сооружения, составляющие опасный производственный объект.
Ростехнадзор и его территориальные органы получают сведения по межведомственному запросу из соответствующего компетентного органа Российской Федерации (п.9).

Сведения, содержащиеся в информационных системах, ресурсах, ведение которых отнесено к компетенции Ростехнадзора и его территориальных органов, запрашивают и получают непосредственно у должностных лиц Ростехнадзора или территориального органа Ростехнадзора соответственно, ответственных за их ведение (п.10).

В распоряжении о проведении проверки указывается адрес электронной почты, на который проверяемое лицо вправе направить истребуемые электронные документы, и номер телефона исполнителя для согласования и уточнения видов документов и способов их представления (п.12).

К распоряжению о проведении проверки прикладывается исчерпывающий перечень документов и информации, необходимых для принятия решения о соответствии (несоответствии) проверяемого лица установленным требованиям, с указанием возможных форм и форматов, а также рекомендуемых ориентировочных сроков их представления проверяемым лицом (п.13).

Перечень должен содержать отметку о праве проверяемого лица представить сведения, находящиеся в распоряжении иных федеральных и муниципальных органов власти, заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) органа власти, в чьем ведении находятся указанные сведения (п.14).

Распоряжение о проведении проверки и перечень документов и информации подписываются УКЭП руководителя (заместителя руководителя) Ростехнадзора (территориального органа Ростехнадзора) по отдельности, а также дублируются на бумажном носителе, при этом электронная версия направляется проверяемому лицу, а версия на бумажном носителе приобщается к надзорному, контрольно-наблюдательному и/или лицензионному делу (п.15).

Мой комментарий: Фактически создаются два подлинника - электронный и бумажный.

Согласование с проверяемым лицом форм, форматов и объемов необходимых документов осуществляется с использованием адреса электронной почты Ростехнадзора, указанного в распоряжении о проведении проверки, с указанием на необходимость подписания каждого представляемого документа УКЭП проверяемого лица (п.16). Согласование может проводиться также посредством телефонной связи.

Мой комментарий: То есть подписать весь пакет одной УКЭП нельзя, и, если потребуется предоставить несколько тысяч документов, каждый документ нужно подписывать отдельно.

При выявлении в ходе согласования отсутствия у проверяемого лица возможности направления необходимых документов и информации в форме электронных документов, подписанных УКЭП, согласовываются сроки их представления на бумажном носителе (в течение сроков проведения проверочных мероприятий, но не менее, чем за пять рабочих дней до их окончания) способом, обеспечивающим бесконтактную доставку этих документов в Ростехнадзор или его территориальный орган (п.17).

Акт проверки в двух экземплярах оформляется на бумажном носителе непосредственно после завершения проверок, один экземпляр которого направляется проверяемому лицу заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (п.19).

В случае оформления акта проверки, содержащего вывод о несоответствии проверяемого лица установленным требованиям, к акту проверки прикладывается фотоотчет, содержащий информацию о конкретных выявленных нарушениях (за исключением нарушений, касающихся отсутствия документов или информации), каждый лист из которого подписывается должностным лицом, выявившим нарушение, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии (п.20).

Сканированная копия акта проверки, включая приложения, направляется проверяемому лицу по адресу электронной почты с сопроводительным письмом, подписанным УКЭП руководителя Ростехнадзора с обязательным статусом «Важно» и направлением уведомления о прочтении (п.21).

Если в течение одного рабочего дня со дня получения уведомления о прочтении электронного письма, содержащего акт проверки, от проверяемого лица не поступила сканированная копия акта, содержащего отметку об ознакомлении с результатами проверки, акт проверки считается врученным (п.22).

Протоколы об административных правонарушениях и предписания об устранении нарушений оформляются и вручаются в порядке, предусмотренном пунктами 20 - 22 Методических рекомендаций (п.24).

Результаты проверочных мероприятий и сведения (информация), полученные в ходе проведения проверок в форме электронных документов, подлежат хранению в материалах соответствующего дела на компакт-дисках с указанием контрольной суммы файлов данных, записанных на эти диски (п.25).

Мой комментарий: Все ли помнят, как выглядят компакт-диски, все ли знают, где их сейчас можно приобрести?:) Если ;t учесть, что требования к температурно-влажностному режиму хранения бумажных и электронных документов существенно различаются, а компакт-диски являются довольно-таки капризным носителем, то риски утраты электронной информации весьма велики.

Запрещается принятие решения о несоответствии проверяемого лица установленным требованиям в случаях (п.26):
  • Ошибок и опечаток в данных, внесенных в информационные системы, ведение которых отнесено к компетенции Ростехнадзора и его территориальных органов;

  • Технических сбоев систем, эксплуатируемых Ростехнадзором и его территориальными органами.
Мой комментарий: Хотя данные Методические рекомендации действуют только до конца 2020 года, ряд методов взаимодействия органа контроля с организациями при проведении проверок, если они покажут свою эффективность, может остаться и в дальнейшем. Порадовало то, что в документе не забыли установить требования к организации хранения электронных материалов и, хотя с предложенным вариантом можно спорить и не соглашаться, - главное, что об этом вспомнили!

Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=353749 

Комментариев нет:

Отправить комментарий