воскресенье, 14 июня 2020 г.

Арбитражная практика: Страховщик наказан за невозможность заключить электронный договор ОСАГО


Я уже рассказывала о попытке Банка России привлечь к ответственности СПАО «Ингосстрах» за несохранение электронной информации.

Арбитражный суд г. Москвы в декабре 2019 года рассмотрел дело № А40-302101/19-120-2271, в котором регулятор учёл предыдущую неудачную попытку, и привлёк страховщика к административной ответственности уже по другой статье - ст.14.1 КоАП.
Для справки: Согласно ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 30 до 40 тысяч рублей.
Суть спора

В Банк России в октябре 2019 года поступило обращение гражданина, содержащее сведения о возможном нарушении страховщиком законодательства РФ. При осуществлении им действий, направленных на заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) в виде электронного документа на официальном сайте страховщика, ему было предложено перейти на официальный сайт Российского Союза Автостраховщиков (РСА) в связи с возникновением ошибки «время ожидания ответа от сервера истекло».

Мой комментарий: На самом деле чаще всего дело не в некоей «ошибке», а в том, что данный страховщик по тем или иным причинам не хочет страховать некоторые регионы, некоторых водителей, некоторые машины.

По закону, если страховая компания «не может» застраховать клиента из-за технических проблем (т.е. водитель - нежеланный клиент Н.Х.), то она обязана перенаправить клиента замещающей страховой компании, которая должна застраховать. Если она это не сделает, то её оштрафуют. Сейчас это осуществляется через сервис «Гарантированное заключение договора ОСАГО в электронном виде» на интернет-сайте РСА в рамках системы «Е-Гарант».

Позиция Арбитражного суда г. Москвы

По информации страховщика, вышеуказанная ошибка никакого влияния на бесперебойность функционирования сайта и на процесс заключения договора ОСАГО в виде электронного документа не оказала, в период обращения заявителя к сайту программно-аппаратные средства страховщика были работоспособны, сайт технически был готов для заключения договоров ОСАГО в виде электронных документов.

Из обращения гражданина и приложенного к нему скриншота страниц официального сайта страховщика следует, что он имел намерение заключить договор ОСАГО в виде электронного документа, в связи с чем 31 марта 2018 года обратился на сайт страховщика, однако, заключить договор ему так и не удалось.

Страховщик предложил заявителю перейти на страницу «Гарантированное заключение договора ОСАГО в электронном виде» на интернет-сайте РСА для оформления электронного договора ОСАГО в рамках системы «Е-Гарант».

Суд отметил, что в соответствии с пунктом 23 Указания Банка России от 14.11.2016 № 4190-У «О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» взаимодействие АИС ОСАГО с информационными системами страховщика, необходимое для заключения договора, приостанавливается (прекращается):
  • В случае превышения количества заключенных договоров над максимальным количеством договоров, определенным в соответствии с правилами;

  • В случае принятия Банком России решения об отзыве (ограничении, приостановлении) лицензии страховщика на осуществление обязательного страхования;

  • В иных случаях, предусмотренных правилами.
Страховщик в таких случаях предлагает страхователю осуществлять обмен информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования с использованием сайта профессионального объединения в целях заключения договора с иным страховщиком.

В случае невозможности осуществления обмена информацией в электронной форме с использованием сайта профессионального объединения в связи с нарушением бесперебойности и непрерывности его функционирования взаимодействие АИС ОСАГО с информационными системами страховщика не приостанавливается (не прекращается), страховщик продолжает обмен информацией, необходимой для заключения договора.
Для справки: Пунктом 61.3 Правил профессиональной деятельности по организации заключения договоров ОСАГО в виде электронных документов, утвержденных Президиумом РСА, при приостановлении (прекращении) информационного взаимодействия АИС ОСАГО с информационной системой члена Союза в ряде случаях, предусмотренных п. 3.19 Правил, член Союза обязан предложить страхователю перейти на страницу «Гарантированное заключение договора ОСАГО в электронном виде» на интернет-сайте РСА для оформления электронного договора ОСАГО в рамках системы «Е-Гарант».

Кроме того, член Союза вправе переадресовать страхователя на страницу «Гарантированное заключение договора ОСАГО в электронном виде» на интернет- сайте РСА при получении согласия страхователя на такую переадресацию.
Суд отметил, что страховщик в нарушение требований, предложил заявителю перейти на страницу на интернет-сайте РСА для оформления электронного договора без наличия законных оснований.

Суд подчеркнул, что доказательств, подтверждающих факт принятия обществом исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений до даты обнаружения выявленных административных правонарушений, в материалы дела не представлено, в связи с чем, суд пришел к выводу о наличии вины общества в совершении вменяемого административного правонарушения.

Суд привлек общество «Ингосстрах» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 тысяч рублей.

Девятый арбитражный апелляционный суд в феврале 2020 года оставил без изменения решение Арбитражного суда г. Москвы, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Мой комментарий: Данный случай (а аналогичных судебных споров в последнее время достаточно много) показывает, что страховщики используют свои информационные системы не только для заключения договора, но и для профилирования клиентов, и стараются «отфутболить» тех, кто не подпадает под критерии благонадежности.

Источник: Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации / Электронное правосудие по экономическим спорам
http://www.arbitr.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий