пятница, 12 июня 2020 г.

«А я-то себя считала архивистом …»


Данный пост Рейчел Томас (Rachel Thomas – на фото) был опубликован 12 мая 2020 года на блоге ArchivesAWARE! , принадлежащем Обществу американских архивистов (Society of American Archivists, SAA) и поддерживаемом его Комитетом по ознакомлению общественности (Committee on Public Awareness, COPA).

Это самая свежая публикация в нашей серии постов «Реакции и ретроспективы» (Responses and Retrospectives, https://archivesaware.archivists.org/tag/responses-and-retrospectives/ ), в которой представлены личные мнения архивистов и их взгляды на текущие или исторические события / темы, с которыми связаны существенные последствиями для архивной профессии. Если Вы заинтересованы в публикации своих материалов в данной рубрике, пожалуйста, напишите редактору на адрес archivesaware@archivists.org и расскажите о своих идеях!

Рейчел Томас (Rachel Thomas), магистр гуманитарных наук (Master of Arts, MA), работает архивариусом Университета им. Джорджа Фокса в Ньюберге, штат Орегон, США. Она увлечена архивной профессией и открытием этой сферы деятельности для молодых специалистов, приходящих из всех слоёв общества. Томас является членом Общества американских архивистов и Общества архивистов Северо-Запада США (Northwest Archivists). Недавно она приняла участие в работе впервые сформированного Обществом архивистов Северо-Запада комитета по «штатным архивистам» (Archivist-in-Residence), который занимается решением проблемы неоплачиваемых стажировок в архивной профессии. Её профиль в социальной сети Linkedin находится по адресу: https://www.linkedin.com/in/rachel-thomas-5b21b38a .

Шесть лет тому назад я пришла на первую в моей жизни профессиональную встречу архивистов. Занимаясь упорядочиванием документов в одиночку (lone arranger), я была рада встретиться с коллегами по профессии. Это была так называемая «неконференция» (unconference – та же конференция, но организованная существенно более неформально – Н.Х.), на которую представители нашей профессии были приглашены собраться, чтобы обсудить некоторые вопросы, связанные с нашей работой.

С наступлением вечера разговор быстро перешел к сертификации архивов и профессиональной квалификации. Что делает человека архивистом? Мы разбились на группы, чтобы обсудить это. Я с нетерпением ждала возможности поделиться своим опытом и рассказать о том, как я пришла в любимою мною профессию, а также услышать, как это сделали другие.

Однако стоило только нам занять места, как один из членов моей группы заявил: «Если у Вас нет магистерской степени по архивно-библиотечным наукам (MLIS), Вы не архивист. Должны же мы выдерживать определённые стандарты!»

Я была сражена наповал. У меня не было степени MLIS, меня только что нанял уважаемые мною университет, а до того я получила степень магистра гуманитарных наук (MA) по истории ранней Америки и Соединенных Штатов, прошла стажировку в крупном, хорошо известном и уважаемом архиве под руководством одного из лидеров архивной отрасли, и проработала четыре года помощником архивиста в другом университете. Я знала стандарт архивного описания DACS, архивную обработку, другие архивные стандарты и этические кодексы. Я был членом Общества американских архивистов (SAA) и моей региональной ассоциации. У меня не было MLIS, но я ведь была архивистом, не так ли?

По ходу дискуссии ко мне вернулся дар речи. Я высказала своё мнение о том, что быть архивистом означает следовать этике и практике профессии, и это не сводится к возможности поставить набор буковок после своей фамилии. Я поделился примерами преданных своему делу архивистов, которые пришли в отрасль без специальной профессиональной подготовки. Некоторые со мной согласились, а другие придерживались позиции, что степень MLIS всегда должна требоваться. Первоначальный оратор не отступила от своей позиции и сказала мне, что ей очень жаль, но я не принадлежу к данной профессии. По её словам, развелось слишком много «непрофессионалов», называющих себя архивистами и отнимающих работу у настоящих архивистов.

В конце вечера разговор перешёл на другие темы. Я многому научилась у присутствовавших коллег. Мне удалось пообщаться и познакомиться с некоторыми из них, узнать о возможностях проявить себя в моей региональной профессиональной ассоциации. По всем меркам это был успешный вечер, однако меня так сильно ударил «синдром самозванца», что я начала сомневаться в себе,

Теперь, спустя несколько лет, будучи на несколько лет мудрее, я знаю, что я архивист. Я знаю, что принадлежу к этой профессии, и я знаю, что приношу пользу в своей работе. Я научился ценить свою способность мыслить нестандартно, которая, как мне кажется, в значительной степени стала результатом альтернативного пути, который привёл меня в отрасль. Тем не менее, я по-прежнему обычно советую стажерам и студентам, желающим посвятить себя архивам, получить степень MLIS. Я знаю, что это хорошо подготовит их к работе, и, поскольку наличие этой степени стало требованием для большинства должностей в этой сфере, я также хочу, чтобы они могли найти себе работу.

Фото: Rachel Thomas.

В то же время я хочу бросить вызов нашему профессиональному сообществу с тем, чтобы расширилось понимание того, как можно стать архивистом. Полагаю, что мы должны использовать ценность различных точек зрения, появление которых связано с альтернативными способами получения образования и путями профессионального роста.

Мы должны прийти к пониманию, что MLIS - не единственный способ войти в нашу профессию. Другие пути в плане образования и карьеры могут помочь нам по-разному подходить к решению проблем, они могут помочь нам разработать новые решения, креативные идеи и развить нашу способность разнообразить наши коллекции и практики, с тем, чтобы они отражали более широкий срез общества.

Работодателям следует задуматься о том, не приводит ли требование степени MLIS к неоправданному сужению круг претендентов на должности, не дисквалифицирует ли оно кандидатов, которые способны принести с собой на соответствующие должности новые сильные стороны и опыт. Архивисты должны проанализировать свои требования к коллегам. Мы должны стремиться быть инклюзивными не только в наших коллекциях, но и среди коллег.

У этой истории счастливый конец. На недавней конференции у меня была возможность пообщаться с одним из лидеров архивной профессии в нашем регионе. Он проработал архивистом в течение ряда десятилетий и его вклад получил признание на региональном и национальном уровнях. Все знают его имя. В разговоре с ним я упомянула о том, что мне иногда кажется, что мы придаём избыточное значение степеням в нашей области; что значительную часть работы можно освоить другими способами; и что чу меня были проблемы с «синдромом самозванца» из-за моей скромной степени МА. Он засмеялся и сказал: «Ну, тогда и мне в отрасли не место! У меня есть только степень бакалавра!»

Рейчел Томас (Rachel Thomas)

Источник: блог ArchivesAWARE!
https://archivesaware.archivists.org/2020/05/12/responses-and-retrospectives-but-i-thought-i-was-an-archivist/

1 комментарий: