Данная заметка руководителя Национальных Архивов Франции Бруно Рикара (Bruno Ricard – на фото) была опубликована 11 июня 2020 года на блоге Международного совета архивов ( https://blog-ica.org/ ) в рамках серии постов, приуроченных к Международной неделе архивов и международному дню архивов.
С давних пор законодательство было одним из способов закрепления роли и статуса архивов в наших обществах. Принятие законов об архивах и/или о доступе к государственной информации всегда считались победой, особенно когда они по умолчанию делали информацию доступной для общественности, устанавливали справедливые сроки для раскрытия тех документов, к которым пока ещё нет свободного доступа, и предусматривали возможности для подачи апелляций в случае отказа в доступе. Право на использование государственной информации и концепция открытых данных являются частью этой тенденции.
Однако названные законы и нормативные правовые акты являются лишь «сердцем» аморфной массы, которая постоянно расширяется по мере того, как наши общества все больше движутся в сторону цифровизации, и порой угрожающие ситуации возникаю там, где ранее это считались немыслимым.
Одним из компонентов, составляющих эту аморфную массу, является право на неприкосновенность частной жизни, которое в настоящее время закреплено в Европейском союзе в «Общих правилах защиты персональных данных» (General Data Protection Regulation, GDPR). Этот закон по сути дела вращается вокруг концепции «права быть забытым» и, в своих более ранних версиях, он находился в прямом противоречии с законодательством об архивах.
Архивистам и историкам пришлось провести беспрецедентные до сих пор акции, чтобы добиться исключений, позволявших им сохранить право на память и историю. Хотя они, возможно, одержали победу в первых столкновениях, данный вопрос всё ещё остается открытым, и сообщество архивистов должно сохранять бдительность, регулярно подтверждая свою ключевую роль в обществе. Это безусловно верно в случае с персональными данными, но также применимо и к другим видам законодательства, например, к законодательству, регламентирующему права интеллектуальной собственности, где положения законов стали настолько ограничительными, что иногда архивистам приходится в своей деятельности учитывать правовые риски.
В обществах, сталкивающихся с новыми геополитическими рисками и в которых вновь усиливается внутренняя напряженность, общественность все больше настаивает на необходимости прозрачности. Хотя на первый взгляд это может показаться парадоксальным, те же люди также требуют усиления защиты неприкосновенности своей частной жизни от вполне реального риска её чрезмерной видимости, создаваемого цифровизацией. Поэтому регламентирующим деятельность архивов законам приходится прокладывать курс в очень бурных водах. В рамках трехсторонних отношений между законодателями, гражданами и экспертами, архивисты в демократических обществах имеют возможность принять участие в разработке правовых текстов. Сегодня они должны использовать эту возможность для того, чтобы предложить способы достижения справедливого баланса, с целью защиты основных принципов управления архивами в долгосрочной перспективе и поддержки важнейшей роли архивов по сохранению истории и памяти для нынешнего и будущих поколений.
Бруно Рикар (Bruno Ricard),
руководитель Национальных Архивов Франции
Источник: блог МСА
https://blog-ica.org/2020/06/11/archives-and-legislation/
Комментариев нет:
Отправить комментарий