среда, 17 июня 2020 г.

Следует ли нам отказаться от стандартов и систем управления документами ради лучших результатов в работе с документами?


Данный пост австралийского специалиста в области управления документами и информацией Карла Мелроуза (Karl Melrose – на фото) был опубликован 18 мая 2020 года на его блоге «Стратегическое управление информацией» (Information Governance).

Какой из факторов сильнее всего влияет на способность управлять документами? Это не что иное, как наличие документов - как бы скверно они ни были организованы, и в сколь бы плохом состоянии они ни были. Начиная отсюда, мы можем работать над повышением качества документации - однако на первом месте должен быть захват документов, иначе нам нечем будет управлять.

Так почему же мы столь много внимания уделяем стандартам и системам для управления документами?

Мы используем документные системы потому, что они реализуют стандарты управления документами, а прочие системы просто не могут это сделать. Мы поступаем так несмотря на то, что знаем, что именно документные системы являются основным препятствием для практического распространения практики документирования. И хотя существуют и другие факторы, мы знаем, что документные системы являются именно препятствием, поскольку, например, существует сетевые файловые ресурсы, масштабы использования которых просто удивительны. 

Я регулярно общаюсь со специалистами служб управления документами, и они сообщили мне, что у них коэффициент захвата документов в соответствующие всех требованиям документные системы составляет от 10% до 20%. И такие ситуации - не редкость, а норма.

Мой комментарий: Само собой, речь идёт не о традиционно организационно-распорядительной документации, с которой всё хорошо, а о реальных современных деловых документам – электронной почте, мгновенных сообщениях, голосовой почте, презентациях и т.д. (кстати, при удалённой работе эта проблема становится особенно острой).

Я также должен отметить, что эти люди - высококвалифицированные, знающие, опытные, практики – эксперты в своём деле. Они, однако, не могут заставить людей использовать документные системы.

Тем не менее, каждый из них тратит непомерное количество времени на то, чтобы обеспечить наличие у него соответствующей всем требованиям системы, потому что не поддерживающая требования система неприемлема, даже если 80% организации её не использует.

Данный подход, в принципе, всё ещё мог бы работать. Мы все знаем, что документы являются культурным феноменом, а культура идет «сверху».

Если бы высшее руководство, подписывающее каждый год заявления о соответствии требованиям, серьёзно относилось к документам, настаивая на управлении ими в точном соответствии с требованиями нормативно-правовых актов и стандартов, это ещё могло бы сработать. Однако в общем случае это не так.

Так почему же мы продолжаем молиться на стандарты и системы, которые служат одной лишь организационной цели – поставить «галочку» в поле соответствия? Зачем этот «черный ящик обеспечения соответствия», к которому никто по0настоящему всерьез не относится?

Почему мы просто не помогаем нашим коллегам упорядочить их информацию для удобства использования (иначе говоря, для повышения производительности труда), убедившись, что они делают это в таком месте, где мы можем предотвратить уничтожение ими информации?

Одним из волнующих меня вопросов является вопрос о том, происходит ли это из-за того, что с документами что-то стало неладно, или же по причине моих ошибок. Обычно я всегда исходил из того, что нам нужно найти способы заставить пользователей помещать документы и информацию в соответствующую требованиям систему. Теперь я задумываюсь над тем, не следовало ли нам на само деле стремиться к чему-то вроде обеспечения «соответствия требованиям в конечном итоге».

Такой процесс строится на основе идеи о том, что мы должны помогать группам пользователей упорядочивать свою информацию для удобства работы – обеспечивая наличие лишь небольшой структуризации. Не думаю, что на деле такой подход приведёт к значительным изменениям процессов

В этом случае мы просто обеспечиваем, чтобы информация не уничтожалась, и продаём при этом преимущества мелкомасштабной централизации и организации в качестве средства обеспечения удобства работы небольших групп пользователей, сложившихся вокруг определенного вида деятельности или структурного подразделения. После этого мы можем начать работать над качеством – и над захватом материалов в конечном итоге в соответствующую требованиям документную систему. Ведь все мы знаем, что эффективность документов на 95% вопрос корпоративной культуры.

И когда появится режим обеспечения соответствия требованиям, к которому высшее руководство будет относиться серьезно, у нас будут большие группы пользователей, которые ценят проделанную нами работу, и, вероятно, будут и дальше придерживаться наработанных методов и практик.

Что мне действительно хотелось бы узнать, так это кто из Вас уже рискнул использовать такой подход, как Вы сумели убедить своё руководство, и какие в итоге были результаты?

Заключительное замечание: Да, я знаю о подходах управления документами и информацией «по месту» (т.е. в деловых информационных системах, без перемещения в специализированные документные системы – Н.Х.) и о поставщиках, предлагающих соответствующие инструменты. То, о чем я говорю, гораздо более «лёгкий» вариант, но мне интересно понять, кто добился хороших результатов с этими инструментами. Я знаю о пяти организациях, закупивших такие технологии, и ни одна из них (пока что) хороших результатов не добилась.

Карл Мелроуз (Karl Melrose)   

Мой комментарий: Представители нашей профессии не в первый уже раз сталкиваются с ситуацией, когда – в первую очередь вследствие колоссального роста объёмов производимых документов и информации, одним из примеров здесь является период Первой мировой войны – пришлось отказываться от может быть очень хороших, но слишком трудоёмких традиционных практик в пользу упрощённых подходов, позволяющих получить более-менее приемлемые результаты в рамках имеющихся кадровых, финансовых и ресурсных ограничений. Такова жизнь, - при этом то, что вынужденно «недоделывают» специалисты служб управления документами, часто можно компенсировать за счёт инновационных решений для поиска и анализа нужной информации.

Источник: блог «Стратегическое управление информацией» (Information Governance).
https://informationgovernance.blog/2020/05/18/should-we-be-abandoning-records-standards-and-systems/

Комментариев нет:

Отправить комментарий