Федеральный закон от 30 марта 2015 года № 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», помимо установления «процедурных препятствий для использования недостоверных сведений и подставных лиц при государственной регистрации», ужесточает как административные, так и уголовные наказания за такие нарушения.
В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) в примечании к статье 2.4 «Административная ответственность должностных лиц» уточнено, что как должностные лица административную ответственность несут «физические лица, являющиеся учредителями юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц».
Мой комментарий: Уточнение понятия «должностного лица» позволит относить к субъектам правонарушений учредителей юридического лица, являющихся заявителями при государственной регистрации юридических лиц.
Одновременно увеличен срок исковой давности за нарушение порядка государственной регистрации. В статье 4.5 «Давность привлечения к административной ответственности» установлено, что постановление о привлечении к ответственности по делу об административном правонарушении при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается:
Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»Изменения, внесенные в статью 14.25 «Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» КоАП РФ, выделяют в особую группу нарушения, которые могут совершаться при представлении недостоверных сведений при государственной регистрации (часть 4 изложена в новой редакции и дополнена новой часть 5).
Увеличение срока давности необходимо в связи с тем, что недостоверность представленных заявителями при государственной регистрации юридического лица сведений выявляется в большинстве случаев при взаимодействии органов государственной власти и местного самоуправления либо иных лиц с данным юридическим лицом после государственной регистрации. С учётом сроков представления юридическими лицами отчётности всех видов, а также возникновения иных оснований для взаимодействия с юридическим лицом, как правило, установление недостоверности представленных сведений возможно только за пределами двухмесячного срока с момента представления таких сведений в регистрирующий орган, что в настоящее время исключает возможность привлечения к ответственности лиц, допустивших указанные нарушения.
Статья 14.25. Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателейОдновременно за ряд действий, связанных с представлением на государственную регистрацию недостоверных сведений, предусмотрено привлечение к уголовной ответственности.
4. Непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -
- влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
По статье 173.1. «Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица» Уголовного кодекса РФ к уголовной ответственности теперь могут привлечь и за «представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, данных, повлекшее внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставных лицах». При этом в Примечании к статье уточнено, что под подставными лицами понимаются и те граждане, без ведома которых были внесены данные о них в Единый государственный реестр юридических лиц.
Уголовный кодекс Российской ФедерацииНеобходимость ужесточения в виде уголовной ответственности разработчики закона объяснили следующим:
Статья 173.1. «Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица»
Примечание. Под подставными лицами в настоящей статье и статье 173.2 настоящего Кодекса понимаются лица, которые являются учредителями (участниками) юридического лица или органами управления юридического лица и путем введения в заблуждение либо без ведома которых были внесены данные о них в единый государственный реестр юридических лиц, а также лица, которые являются органами управления юридического лица, у которых отсутствует цель управления юридическим лицом.
Для справки: Статья 173.1 предусматривает уголовное наказание в виде штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»В пояснительной записке имеются в виду следующие положения Гражданского кодекса РФ:
Основной предпосылкой для этого является введение Федеральным законом от 28 июня 2013 года № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» в гражданское законодательство (часть 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации) презумпции достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Однако придание юридической значимости таким сведениям не было одновременно обеспечено усилением ответственности за действия, направленные на умышленное представление недостоверных сведений для внесения в указанный государственный реестр. Уровень общественной опасности действий, направленных на подлог сведений, вносимых в единый федеральный информационный ресурс, содержащий юридически значимые данные для неопределённого круга лиц, не может являться более низким, чем за подделку и использование индивидуальных материализованных документов.
Гражданский кодекс Российской ФедерацииСтатья 173.2. «Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица» будет применяться, в том числе, и в случаях:
Статья 51. Государственная регистрация юридических лиц
2. ... Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.
- Предоставления документа, удостоверяющего личность, или выдачи доверенности, если эти действия совершены для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице;
- Приобретения документа, удостоверяющего личность, или использования персональных данных, полученных незаконным путем, если эти деяния совершены для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице.
Источник: Консультант Плюс / сайт Государственная Дума РФ
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=177213
http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(ViewDoc)?OpenAgent&work/dz.nsf/ByID&7BBD2D3C4FDD799343257D660043DEC9
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=177213
http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(ViewDoc)?OpenAgent&work/dz.nsf/ByID&7BBD2D3C4FDD799343257D660043DEC9
Комментариев нет:
Отправить комментарий