Накопление информации в единых государственных реестрах, регистрах и базах данных, а также активное повторное использование этой информации вызывают целую волну судебных исков и споров, в которых граждане, информация о которых несет негативных характер, пытаются добиться ее удаления и уничтожения.
В последнее время таким массовым видом споров стали выяснения отношений граждан с Главным информационно-аналитическим Центром МВД России и Информационными центрами управлений по регионам, в отношении данных о привлечении граждан к уголовной ответственности, которые органы внутренних дел предоставляют по запросам различных органов и организаций.
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в феврале 2015 года рассмотрела дело № 33-1577, в котором гражданин пытался признать незаконным хранение информации о его погашенной судимости в информационных центрах МВД.
Суть спора
Гражданин был осужден Приморским краевым судом к лишению свободы и освобожден из мест лишения свободы по отбытию наказания. Постановлением Находкинского городского суда Приморского края судимость с него была снята. Данные о привлечении его к уголовной ответственности были внесены в базу данных Главного информационно-аналитического Центра МВД России, Информационного центра УМВД России по Приморскому краю, Информационного центра ГУ МВД России по Кемеровской области и сохранены в них до настоящего времени.
По мнению гражданина, хранение указанных сведений незаконно, нарушает его конституционные права, поскольку Инструкция о едином учете преступлений, утвержденная и.о. Генерального прокурора Российской Федерации 14 декабря 1994 года № 20-1-85/94 утратила силу с 1 января 2006 года на основании совместного приказа Генпрокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России и ФСКН России от 29 декабря 2005 года № 39/1070/1021/253/780/353/399.
Гражданин просил признать действия центров по сохранению, обработке информации о привлечении его к уголовной ответственности незаконными; обязать исключить данную информацию в его отношении из баз данных.
Позиция Фрунзенского районного суда города Владивостока
Фрунзенский районный суд города Владивостока в ноябре 2014 года принял к сведению информацию представителя УМВД России по Приморскому краю о том, что в оперативно-справочных учетах ИЦ учетные документы хранятся независимо от снятия и погашения судимости, а информация о привлечении гражданина к уголовной ответственности не подлежит снятию до достижения им возраста 80 лет.
Суд отметил, что сроки хранения учетных документов определены в «Правилах формирования, ведения и использования учета лиц, подвергшихся уголовному преследованию, в том числе привлеченных к уголовной ответственности, осужденных, реабилитированных, в отношении которых установлен административный надзор, а также граждан, совершивших административные правонарушения и привлекавшихся к административной ответственности за их совершение», утвержденных совместным приказом целого ряда ведомств от 12 февраля 2014 года № 89дсп/19дсп/73дсп/1дсп/113дсп/108дсп/75дсп/93дсп/19дсп/324дсп/133дсп/63дсп/14/95дсп), и эти Правила (п 15.2, подпункт "г"), предусматривают, что в пофамильных картотеках учетные алфавитные карточки на осужденных, независимо от срока и вида наказания, хранятся до достижения ими 80-летнего возраста при условии погашения либо снятия судимости.
Учет лиц, подвергшихся уголовному преследованию, предназначен для подтверждения наличия/отсутствия в отношении лица сведений о факте уголовного преследования.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконными действий центров по ведению учетов, содержащих информацию об имевшейся у гражданина судимости.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд руководствовался тем, что сведения о судимости гражданина были внесены в базы данных на законных основаниях, носят достоверный характер и подлежат длительному хранению, также из того, что наличие данных сведений в базе данных центров не нарушают права и интересы заявителя.
По мнению суда, само по себе наличие в банках данных информации о судимости гражданина прав последнего не ущемляет и не может рассматриваться как правовое последствие, связанное с судимостью.
Довод заявителя о доступности информации о его осуждении и предоставлении ее на интернет-сайтах суд признал необоснованным, поскольку в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года № 1800 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» информация об осуждении носит конфиденциальный характер и может быть представлена только по запросам правоохранительных органов, судов, органов прокуратуры или по личному заявлению гражданина.
Фрунзенский районный суд города Владивостока отказал гражданину в удовлетворении иска.
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в феврале 2015 года оставила без изменения решение Фрунзенского районного суда города Владивостока, а апелляционную жалобу гражданина - без удовлетворения.
Мой комментарий: Как показывает практика, значительное число работодателей теми или иными способами «добираются» до этих баз данных и просто не берут на работу «засветившихся» там людей даже тогда, когда судимость давно снята и человек много лет не нарушал российские законы - фактически нарушая их право на труд..
С мой точки зрения, такая ситуация требует тщательной проработки, но этот пример еще раз показывает, какую роль уже сейчас в нашей жизни играют государственные базы данных и какие риски для граждан несет объединение этих баз данных и активное их использование.
Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=1134171
Самое "смешное", что в указе 188, на который ссылаются суды, сведений о судимости нет и к конфиденциальным они не отнесены. Ну, если только как персданные за уши притянуть. Но в отношении сведений о судимости часть 3 ст.10 определяет, что "Обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами". А совместный приказ ведомств, да еще с грифом ДСП - вовсе не закон. Но нашим судам объяснять это бесполезно.
ОтветитьУдалитьну и как найти работу с погашенной судимостью 30 лет давности.
ОтветитьУдалить