Заканчивая рассказ о том, как Ивановская область начинает строить «открытое» правительство», упомяну ещё ряд интересных аспектов. Вице-Губернатор Виктор Смирнов говорил, в частности, о создании Экспертного совета при Правительстве, т.е. площадки, на которой каждый житель, имеющий активную гражданскую позицию, может внести предложения в проект правового акта.
Из доклада вице-Губернатора Ивановской области Виктора Смирнова на заседании Правительства области 20 ноября 2011 года:Порядок формирования Экспертного совета при Правительстве Ивановской области предлагается следующий:
Экспертный и общественные советы – это звенья одной цепи в обеспечении конструктивной коммуникации общества и власти. Способ их формирования должен исключать возможность появления келейных структур.
- Одна его половина формируется из председателей общественных советов при исполнительных органах государственной власти,
- Вторая половина выбирается указанным составом с учётом двух ключевых моментов: кандидат в эксперты является признанным авторитетом в соответствующем профессиональном сообществе и имеет опыт экспертной деятельности.
Деятельность Экспертного совета и организация общественной экспертизы проектов правовых актов, разработанных в целях решения социально значимых проблем региона, неразрывно связаны. Для организации общественной экспертизы предлагается создать электронный портал «Общественная экспертиза. Открытое правительство Ивановской области».
С целью привлечения к работе над проектами только людей, заинтересованных в конструктивной деятельности, авторизация на сайте будет происходить через API сайта gosuslugi.ru .
Мой комментарий: С моей точки зрения, желание идентифицировать и авторизовать всех, кто захочет принять участие в обсуждении проектов - это детская болезнь развития прямой демократии в нашей стране. Если органы государственной власти реально хотят получить от общества помощь, то не совсем разумно ставить дополнительные препятствия для этого. Интересно было бы уточнить, сколько жителей области уже зарегистрировалось на сайте государственных услуг и многие ли из них готовы принять участие в конструктивной деятельности.
Все пользователи делятся на авторов, экспертов и незарегистрированных участников.
- Каждый зарегистрированный участник, который предлагает замечания в проект правового акта, является автором. Эта группа пользователей имеет свой личный кабинет, где информируется о поступивших на экспертизу проектах, об учете или не учете своих предложений по корректировке проекта, о своем рейтинге и прочее. Рейтинг авторов зависит от активности на сайте и от количества учтенных предложений по корректировке обсуждаемых документов, а также от проголосовавших за их оригинальную формулировку.
- Незарегистрированные участники могут наблюдать за процессом обсуждения проекта, но не могут принимать в нем активного участия.
- Под каждый проект из числа Экспертного совета при Правительстве Ивановской области в зависимости от профиля вопроса определяется экспертная группа, информация о каждом члене которой размещается на ресурсе. Эта группа пользователей называется экспертами. На нее возлагается ответственность по принятию или отклонению предложений авторов по корректировке документа.
Мой комментарий: Мне здесь понравилось понимание того, что экспертов нужно выделять и формировать из них рабочие группы в зависимости от обсуждаемого вопроса. Также было бы полезно побыстрее осознать, что, в отличие от представителей широкой общественности, большинство экспертов не сможет регулярно работать на общественных началах, поскольку на жизнь они зарабатывают себе именно экспертной работой. За труд экспертов кто-то должен платить (например, их работодатель, видящий для себя пользу от их участия в подобной деятельности).
При этом интернет-портал будет не единственной площадкой для общественной экспертизы; все заинтересованные, но по разным причинам, не представленные в «сети» активисты, тоже смогут это сделать!
Мой комментарий: Тоже хороша мысль. Но для этого придется приложить дополнительные усилия, выделить средства и людей, которые будут заниматься сбором и обработкой подаваемых замечаний и предложений.
Подготовка и утверждения целого пакета проектов правовых актов. В их число входят:
- План первоочередных мер по реализации проекта в регионе с определением ответственных и сроков исполнения;
- Положение об Экспертном совете при Правительстве Ивановской области;
- Типовое положение об общественных советах при исполнительных органах государственной власти Ивановской области;
- Регламент ведения сайтов исполнительных органов государственной власти Ивановской области по единому стандарту предоставления информации о их деятельности.
Мой комментарий: Развитие региональных проектов может привести к появлению различных интересных инициатив. Уже имеющийся международный опыт создания «открытого правительства» показывает, что успех во многом зависит от того, насколько успешно органы государственной власти смогут встроить эти идеи и инициативы в уже существующую систему государственного управления. Каждому региону придется проявить максимум творчества и минимизировать бюрократию. Будет интересно понаблюдать за тем, как все это будет реализовываться на практике.
Источник: сайт Правительства Ивановской области
http://www.ivanovoobl.ru/userfiles/file/-prav/ZP/docs-ZP/19-20112012/19-20112012-01-SmirnovVV.pdf (текст доклада)
http://www.ivanovoobl.ru/userfiles/file/-prav/ZP/docs-ZP/19-20112012/19-20112012-01-SmirnovVV-slide.ppt (презентация)
http://www.ivanovoobl.ru/materials.aspx?part=724#20112012
Комментариев нет:
Отправить комментарий