пятница, 18 октября 2019 г.

Счетная Палата о качестве нормативного правового регулирования архивной отрасли


Утверждённый Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 20 марта 2019 года «Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка эффективности использования средств федерального бюджета, выделенных в 2016–2018 годах на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018 годы)»» содержит, в частности, вывод о том, что реализация Росархивом мероприятий программы «осуществлялась в отсутствие стратегии, определяющей цели среднесрочного и долгосрочного развития архивного дела в Российской Федерации»
(см. http://audit.gov.ru/activities/bulleten/954/37573/ )

Мой комментарий: С моей точки зрения, это ключевая проблема отрасли. «Корабль архивного дела» плывет в бурном море перемен без руля и ветрил.

В отчете отмечается, что Программой в течение всего срока её действия для Росархива было предусмотрено 14 мероприятий с финансированием на общую сумму 3418,2 млн рублей, при этом отдельные мероприятия «не отличались принципиальной новизной, а их содержание соответствовало текущей деятельности Росархива и подведомственных ему учреждений, тогда как отбор проблем для их программной разработки и решения на федеральном уровне определяется, в том числе значимостью проблемы и принципиальной ее новизной».

Мероприятия 43 и 44 Программы предусматривали проведение Росархивом научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в области комплектования, хранения, учета и использования архивных документов, а также исследование современных процессов документационного обеспечения управления и развития электронного документооборота.

Всего за период реализации Программы было выполнено 78 научных работ по темам, связанным с приоритетными направлениями архивного дела, из них в рамках заключенных государственных контрактов на выполнение НИР 64% работ на общую сумму 59245,0 тыс. рублей было осуществлено подведомственным Росархиву федеральным бюджетным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела» (ВНИИДАД).

В отчете подчеркивается, что пунктом 12 Ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Федерального архивного агентства федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности (утвержденного руководителем Росархива 9 февраля 2015 года) предусмотрено проведение ВНИИДАД научно-исследовательских работ (прикладных научных исследований и экспериментальных разработок) в области документоведения и архивоведения.

Темы научно-исследовательских работ, выполняемых ВНИИДАД в рамках государственных контрактов, заключенных в целях реализации Программы, соответствовали основным видам деятельности, определенным его уставом.

На этом основании в отчете был сделан следующий вывод: «научно-исследовательские работы, выполненные ФБУ ВНИИДАД в рамках государственных контрактов, заключенных Росархивом в целях реализации Программы, могли осуществляться указанным учреждением в рамках сформированного Росархивом соответствующего государственного задания, предусматривающего выполнение указанных работ».

В отчете отмечено, что в рамках выполнения мероприятия 43 «Проведение научных исследований в области комплектования, хранения, учета и использования архивных документов» Росархив заключил в мае 2015 года государственный контракт с федеральным государственным научно-исследовательским учреждением «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации» (ИЗиСП) на выполнение научно-исследовательской работы «Анализ практики применения Федерального закона № 125‑ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (на федеральном и региональном уровне)» на общую сумму 1950,0 тыс. рублей.

По этому государственному контракту исполнителем был подготовлен аналитический обзор «Анализ практики применения Федерального закона № 125‑ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» на федеральном и региональном уровне, а также предложения по внесению изменений в указанный федеральный закон, в том числе предложения, направленные на устранение пробелов в действующем законодательстве; были проанализированы полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела и проведен их сравнительный анализ.

Аудитор отметил, что с сентября 2015 года в Федеральный закон от 22 октября 2004 года № 125‑ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» изменения вносились федеральными законами от 28 ноября 2015 года № 357‑ФЗ, от 2 марта 2016 года № 43‑ФЗ, от 23 мая 2016 года № 149‑ФЗ, от 18 июня 2017 года № 127‑ФЗ, от 28 декабря 2017 года № 435‑ФЗ. Эти изменения носили в основном технический характер, что может указывать на неиспользование Росархивом результатов данной научно-исследовательской работы.

В отчете Счётной Палаты также отмечено, что «до настоящего времени нормативно не урегулированы вопросы раздельного учета архивных документов по видам собственности, хранения документов и финансового обеспечения хранения документов, находящихся в федеральной собственности, в государственных архивах субъектов Российской Федерации».

Оценивая качество нормативного правового регулирования реализации мероприятий Программы ФЦП «Культура России», аудитор Счетной палаты также отметил, что
«Росархивом не ведется учет архивных документов по признаку нормативных условий хранения и не обеспечен сбор сведений о количестве документов, находящихся в нормативных условиях, от государственных архивов субъектов Российской Федерации (разработанные Росархивом формы статистической отчетности, заполняемые архивами, и используемые Росархивом для расчета достижения значений Показателя Росархива, не предусматривают сведения о количестве документов государственных архивов, находящихся в нормативных условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение), в связи с чем существуют риски недостоверности отчетных данных о достижении значения показателя Росархива».
Мой комментарий: Думаю, что список того, что не сделано в области нормативно-правового регулирования, можно было бы значительно расширить, но,  к сожалению, это не приблизит нас к решению проблемы и созданию современной законодательно-нормативной базы…

Выводы Счетной палаты жёсткие, и сейчас важно, что за этим последует (и последует ли) – попытается ли Росархив как-то изменить стиль своей работы и работы подведомственных ему учреждений; будут ли сделаны какие-либо организационные выводы?

Источник: сайт Правительства РФ / сайт Счетной Палаты РФ
http://government.ru/news/37973/
http://audit.gov.ru/activities/bulleten/954/37573/

Комментариев нет:

Отправить комментарий