четверг, 10 октября 2019 г.

Парламентские слушания «О мерах защиты прав и законных интересов граждан при использовании электронной цифровой подписи»


23 сентября 2019 года в Государственной Думе состоялись парламентские слушания на тему «О мерах защиты прав и законных интересов граждан при использовании электронной цифровой подписи». Основным стал вопрос о совершенствовании нормативно-правовой базы, регулирующей правоотношения в сфере применения электронной подписи в контексте развития цифровой экономики.

Видеозапись слушаний выложена в открытом доступе здесь: http://duma.gov.ru/multimedia/video/events/47224/

В рамках слушаний обсуждался законопроект №747528-7 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования в сфере электронной подписи», предусматривающий кардинальные изменения и внесенный в Госдуму 5 июля 2019 года ( https://sozd.duma.gov.ru/bill/747528-7 ).

История разработки законопроекта и все перипетии его осуждения подробно изложены в статье Елены Никоновой «Поправки к №63-ФЗ: история подготовки законопроекта о внесении изменений в закон «Об электронной подписи», см. https://iitrust.ru/articles/expert/popravki-k-No63-fz-istoriya-podgotovki-zakonoproekta-o-vnesenii-izmeneniy-v-zakon-ob-elektronnoy-podpisi/ .

Отмечу, что у меня из всех нововведений законопроекта самые большие сомнения вызвали нормы, регулирующие подписание любого электронного документа от имени юридического лица.
  • Руководитель организации должен будет подписывать документы двумя подписями: квалифицированной электронной подписью (КЭП) юридического лица, сертификат которой получен в удостоверяющем центре ФНС, и своей личной КЭП физического лица, сертификат которой получен в аккредитованном удостоверяющем центре;

  • Если от имени юридического лица (ЮЛ) или индивидуального предпринимателя (ИП) будет действовать должностное лицо по доверенности, то для подписания документа будет использоваться только КЭП этого физического лица и одновременно предоставляться на это физическое лицо доверенность в машиночитаемом виде, подписанная по правилам «двойной» подписи юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
К законопроекту много вопросов со стороны бизнеса (при этом не только удостоверяющих центров), и выступления представителей бизнеса на чтениях это также показали.

Со своей стороны, добавлю ещё парочку-троечку вопросов, на которые хотелось бы получить внятные ответы:
  • Как при использовании «двойной подписи» будет устанавливаться связь юридического и физического лиц? Кто будет нести ответственность за подпись юридического лица (которую думцам не хватило пороху даже назвать правильно – «печатью»)?

  • Как будет проверяться «двойная подпись», если срок действия хотя бы одного из сертификатов истечет?

  • Как проверять исторические двойные подписи?

  • Кто будет платить за сертификат физического лица, если эта подпись потребуется ему для исполнения его должностных обязанностей?

  • Почему конгениальная схема двойной подписи не только нигде в мире не используется, но даже не обсуждается?
Пуганая ворона куста боится. Депутаты Думы, узнав что с помощью УКЭП может быть «отжата» дорогая их сердцу недвижимость, запаниковали и начали законотворить направо и налево :) Дай бог им здоровья и хорошую дозу успокоительного!

Источник: Государственная Дума
http://duma.gov.ru/multimedia/video/events/47224/
https://sozd.duma.gov.ru/bill/747528-7

Комментариев нет:

Отправка комментария