суббота, 9 января 2021 г.

Судебная практика: Право на обеспечения присутствия граждан на заседаниях Совета депутатов

Право граждан присутствовать на заседаниях органов государственной власти уже давно закреплено в законе «О доступе к государственной информации». Однако не все органы государственной власти обеспечивают надлежащее исполнение норм законодательства.

Московский областной суд в ноябре 2018 года вынес решение по делу №3а-764/18, в котором гражданин оспаривал правомочность норм, регламентирующих порядок обеспечения присутствия граждан на заседаниях советов депутатов

Суть спора

Гражданин в феврале 2018 года обратился к Председателю Совета депутатов городского округа Ступино Московской области с требованием обеспечить возможность присутствовать на двух открытых заседаниях Совета депутатов городского округа Ступино Московской области. Срок, установленный п. 2.2 «Порядка присутствия граждан на заседаниях Совета депутатов» (за 2 дня до заседания), был соблюдён.

Ответ Председателя поступил только через месяц в марте 2018 года (одно из заседаний к этому времени уже прошло), в котором гражданину было разъяснено право, предусмотренное п. 2.5 «Порядка присутствия граждан на заседаниях», наблюдать ход их проведения в режиме реального времени на первом этаже здания администрации городского округа Ступино.

Для справки: В соответствии с требованиями п. 2.2 «Порядка присутствия граждан на заседаниях Совета депутатов», физические лица должны в срок не позднее 2-х дней до даты проведения заседания Совета депутатов городского округа Ступино подать заявление на имя Председателя Совета депутатов с указанием - ФИО, адреса места жительства, серию и номер документа, удостоверяющего личность, кем и когда выдан документ, удостоверяющий личность, адрес электронной почты для связи.

Гражданин обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими:

  • п. 7, ст. 19 Регламента Совета депутатов городского округа Ступино Московской области, утв. решением Совета депутатов городского округа Ступино Московской области от 25 января 2018 года №100/8;

  • п. 2.5 Порядка обеспечения присутствия граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, на заседаниях Совета депутатов городского округа Ступино Московской области, утв. решением Совета депутатов городского округа Ступино Московской области от 25 января 2018 года №101/8.

Позиция Московского областного суда

Суд отметил, что еще в ноябре 2016 года гражданин обратился к главе городского поселения Ступино с заявлением о намерении присутствовать на заседании Совета депутатов, запланированном на декабрь 2016 года. В ответ на данное заявление им был получен отказ, который был аргументирован ссылкой на пункт 6 статьи 15 «Регламента Совета депутатов городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области», утвержденного решением Совета депутатов в 2011 году, идентичного содержания с пунктом 7 Регламента Совета депутатов городского округа Ступино.

Когда гражданин прибыл в здание администрации городского поселения Ступино, он был силой удален с заседания. Гражданин обратился с административным исковым заявлением в Ступинский городской суд Московской области. В ходе рассмотрения дела в Ступинском городском суде Московской области его требования были удовлетворены частично.

Суд подчеркнул, что отказы гражданам, которые не были приглашены на заседания Совета депутатов городского округа Ступино, носят системный характер.

По мнению суда, представительным органом местного самоуправления не должны приниматься решения, отменяющие принцип открытости, либо иным образом ограничивающие данный принцип, ограничивающие право граждан присутствовать на заседаниях представительного органа, излагать свою позицию в открытом заседании коллегиального органа в порядке, предусмотренном регламентом, в том числе по вопросу правотворческой инициативы, ограничивающие право граждан на участие в местном самоуправлении.

Положения оспариваемых правовых норм ограничивают возможность граждан присутствовать на заседаниях непосредственно в зале заседаний, ограничивают право граждан на правотворческую инициативу, т.к. возможность присутствовать на заседаниях, в соответствии с оспариваемыми нормами, предоставляется только лицам, приглашенным председателем Совета депутатов, другие граждане могут воспользоваться только наблюдением за его  ходом по монитору на первом этаже здания администрации.

Таким образом, оспариваемые нормы нарушают право граждан на доступ к информации о деятельности органов муниципальной власти, право присутствовать на открытых заседаниях Совета депутатов городского округа Ступино.

По мнению суда:

  • Пункт 2.5 Порядка присутствия граждан на заседаниях Совета депутатов, подлежит признанию недействующим, в связи с противоречием нормативным актам, обладающим большей юридической силой в части права граждан присутствовать на заседаниях представительных органов власти;

  • Пункт 7 ст. 19 Регламента Совета депутатов, подлежит признанию недействующим, в связи с отсутствием права граждан присутствовать на заседаниях Совета депутатов городского округа Ступино без приглашения Председателя Совета депутатов.

Суд удовлетворил административное исковое заявление гражданина и признал недействующими со дня вступления решения суда в законную силу оспариваемые нормы нормативно-правовых актов.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в июне 2019 года (апелляционное определение №4-АПА19-9) оставила без изменения решение Московского областного суда, а апелляционную жалобу Совета депутатов городского округа Ступино Московской области - без удовлетворения.

Источник: Консультант
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOKI;n=263680
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ARB;n=588671

Комментариев нет:

Отправка комментария