четверг, 21 января 2021 г.

Особенности распространения информации в социальных сетях

Федеральный закон от 30.12.2020 №530-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» включает новые нормы «в целях создания действенного и оперативного механизма пресечения распространения в социальных сетях противоправной информации».

Пояснительная записка к законопроекту

Роль социальных сетей в современном мире велика и постоянно возрастает. Избирательные кампании, прошедшие в недавнее время в ряде иностранных государств, показали, что социальные сети в сравнении с традиционными источниками получения информации играют в информировании общества сопоставимую, а в отдельных случаях даже превосходящую, роль. Аналогичную по значимости роль сыграли социальные сети и во всех известных за последнее время внутригосударственных и международных конфликтах. Кроме того, необходимо учитывать, что социальные сети являются основным средством, повышающим трансграничность и дислокальность обмена информации в коммуникационном пространстве, на практике делающим информацию доступной для миллионов пользователей сети «Интернет». В этой связи, исключительно важно сохранить информационную функцию социальных сетей, но при этом не допустить их использование в противоправных целях.

По мнению авторов законопроекта, новые законодательные нормы должны «решить задачу устранения из общедоступного информационного пространства информации, распространение которой запрещено законодательством РФ и в случае его принятия позволит предотвратить распространение в социальных сетях противоправной информации на ранних этапах, при этом не приводя к увеличению численности контролирующих органов, а также позволит избежать блокировок таких информационных ресурсов».

Новой статьей 10-6 «Особенности распространения информации в социальных сетях» федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлены требования к владельцам: •    Сайта и/или страницы сайта в сети «Интернет», и/или

  • Информационной системы, и/или

  • Программы для электронных вычислительных машин.

Требования на владельцев социальных сетей распространяются при следующих условиях:

  • Социальные сети предназначены и/или используются их пользователями для предоставления и/или распространения посредством созданных ими персональных страниц информации на государственном языке Российской Федерации, государственных языках республик в составе РФ или иных языках народов РФ, на которых может распространяться реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации;

  • Доступ к социальным сетям в течение суток составляет более 500 тысяч пользователей сети «Интернет», находящихся на территории РФ.

Владелец социальной сети обязан соблюдать требования законодательства Российской Федерации, в частности:

  • Не допускать их использования сайта в целях совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань;

  • Не допускать распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями;

  • Соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством РФ о референдуме и законодательством РФ о выборах;

  • Соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию организаций;

Владелец обязан осуществлять мониторинг социальной сети в целях выявления незаконной информации (ч.5).

Владелец также должен:

  • Разместить в социальной сети адрес электронной почты для направления ему юридически значимых сообщений, свои фамилию и инициалы (для физического лица) или наименование (для юридического лица), а также электронную форму для направления обращений о распространяемой с нарушением закона информации;

  • Ежегодно размещать отчет о результатах рассмотрения обращений, поданных с использованием электронной формы, а также о результатах мониторинга;

  • Разместить в социальной сети документ, устанавливающий правила ее использования;

  • В случае внесения изменений в правила использования в течение трех дней информировать об этом пользователей социальной сети путем направления каждому из них уведомления об этом с описанием внесенных изменений;

  • Установить одну из предназначенных для определения количества пользователей информационным ресурсом в сети «Интернет» программ для электронных вычислительных машин;

  • Уведомлять пользователя социальной сети о принятых мерах по ограничению доступа к его информации, а также об основаниях такого ограничения.
Закон установил, что «Правила использования социальной сети» должны содержать (ч.2):
  • Не противоречащие законодательству Российской Федерации требования к распространению в социальной сети информации;

  • Права и обязанности пользователей социальной сети;

  • Права и обязанности владельца социальной сети;

  • Порядок рассмотрения обращений пользователей социальной сети, обеспечивающий их рассмотрение в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня их поступления;

  • Порядок осуществления мониторинга социальной сети в целях выявления незаконной информации, а также рассмотрения обращений о выявлении такой информации.

Мой комментарий: Фактически законом установлена обязанность владельца социальной сети оперативно работать с обращениями граждан и предоставлять ответы на них в установленный законом срок.

Правила использования должны быть размещены в социальной сети на русском языке. Владелец должен обеспечить беспрепятственный и безвозмездный доступ пользователей к ним.

В случае выявления незаконной информации владелец социальной сети обязан незамедлительно принять меры по ограничению доступа к ней.

В случае, если владелец не может оценить степень соответствия информации, выявленной в процессе осуществления мониторинга социальной сети или по результатам рассмотрения обращения информации он обязан не позднее суток с момента выявления такой информации (ч.5):

  • Направить ее в Роскомнадзор;

  • До принятия решения ведомством, принять меры по ограничению доступа к информации.

При поступлении от владельца социальной сети информации Роскомнадзор в течение 24 часов направляет ее по системе взаимодействия в уполномоченные государственные органы для рассмотрения и принятия решений (ч.6).

Пользователь социальной сети, в отношении информации которого приняты меры по ограничению доступа владельцем социальной сети, вправе обратиться к тому с жалобой на это решение. Владелец обязан рассмотреть такую жалобу и направить ответ пользователю в течение трех дней со дня ее поступления. В случае несогласия с ответом, пользователь вправе обратиться с заявлением в Роскомнадзор об отмене мер по ограничению доступа к информации пользователя (ч.8).

Мой комментарий: Обратите внимание – просто обращение пользователя владелец социальной сети должен рассмотреть в течении 30 дней, а вот жалобу на ограничения - в течение трех дней со дня поступления. В принципе, это создает условия для дополнительного давления на владельцев и возможность обратиться с жалобой на нарушения сроков рассмотрения жалоб в органы прокуратуры.

Пользователь социальной сети в случае несогласия с принятым решением вправе обратиться с заявлением в Роскомнадзор, об отмене мер по ограничению доступа к информации пользователя (ч.9).

Роскомнадзор на основании обращения или при осуществлении мониторинга социальной сети может вынести требование владельцу об отмене мер по ограничению доступа к информации пользователя (ч.10).

Роскомнадзор ведет реестр социальных сетей и в целях обеспечения формирования реестра (ч.11):

  • Организует мониторинг информационных ресурсов;

  • Утверждает методику определения количества пользователей информационного ресурса в сутки;

  • Вправе запрашивать у владельца социальной сети и иных лиц информацию, необходимую для ведения такого реестра. Указанные лица обязаны предоставлять запрашиваемую информацию не позднее чем в течение десяти дней со дня получения запроса.

В случае обнаружения в сети «Интернет» информационного ресурса Роскомнадзор (ч.12):

  • Признает информационный ресурс в сети «Интернет» социальной сетью и включает его в реестр социальных сетей;

  • Определяет провайдера хостинга или иное обеспечивающее размещение социальной сети в сети «Интернет» лицо;

  • Направляет провайдеру хостинга или лицу уведомление в электронном виде на русском и английском языках о необходимости предоставления данных, позволяющих идентифицировать владельца социальной сети;

  • Фиксирует дату и время направления уведомления в соответствующей информационной системе.

В течение трех рабочих дней с момента получения уведомления провайдер хостинга или лицо обязаны предоставить данные, позволяющие идентифицировать владельца социальной сети (ч.13).

После получения данных Роскомнадзор направляет владельцу уведомление о включении его информационного ресурса в реестр социальных сетей с указанием требований законодательства РФ, применимых к данным информационным ресурсам (ч.14).

В течение двух месяцев со дня включения информационного ресурса в реестр владелец обязан обеспечить приведение правил использования социальной сети в соответствие с требованиями и ознакомление с ними пользователей своей социальной сети (ч.15).

В случае, если доступ к социальной сети на протяжении трех месяцев составляет в течение суток менее 500 тысяч пользователей сети «Интернет», расположенных на территории РФ, данная социальная сеть по заявлению ее владельца исключается из реестра, о чем ему направляется соответствующее уведомление. Данная социальная сеть может быть исключена из реестра при отсутствии заявления ее владельца, если доступ к ней на протяжении шести месяцев составляет в течение суток менее 500 тысяч пользователей (ч.16).

Роскомнадзор вправе направить владельцу социальной сети предписание об осуществлении мониторинга социальной сети в целях выявления информации, схожей до степени смешения с информацией, меры по удалению которой владелец данной или иной социальной сети обязан принимать на основании ранее направленного требования или уведомления указанного федерального органа (ч.18).

Статья 17 Закона «Ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации» дополнена частью 5:

5. Лица, права и законные интересы которых были нарушены владельцем социальной сети в результате неисполнения им требований, установленных в статье 10_6 настоящего Федерального закона, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации.

Мой комментарий: Обращаю внимание, что вся эта работа требует грамотного и тщательного документирования, поскольку в конечном счёте значительная часть споров о правомочности ограничения доступа будет заканчиваться судебными разбирательствами и от того, насколько полно будет собраны и задокументированы доказательства, будут зависеть и решения судов.

Второй момент: появляется новая группа обращений граждан, с которыми обязали работать владельцев социальных сетей, и для которых установлены новые сроки рассмотрения. В результате у недовольных владельцами социальных сетей появляется дополнительный рычаг воздействия на них, а у владельцев социальных сетей возрастает риск быть привлеченными к ответственности за нарушения порядка рассмотрения обращений граждан в нашей стране.

Третий момент - это вопрос об организации хранения информации, размещенной в социальных сетях, поскольку это в настоящее время один из важных и массовых исторических источников, сложный, противоречивый требующий серьезной работы с ним.

Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=161333
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=372700

Комментариев нет:

Отправить комментарий