пятница, 15 января 2021 г.

Утверждена концепция развития электронного документооборота в хозяйственной деятельности

Президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (протокол от 25 декабря 2020 г. №34) утвердил «Концепцию электронного документооборота в хозяйственной деятельности» и план мероприятий по её реализации. В документе отмечается:

«В настоящей Концепции определены цели, задачи и основные принципы развития и функционирования в Российской Федерации юридически значимого электронного документооборота между участниками электронного взаимодействия, как при взаимодействии хозяйствующих субъектов с органами государственной власти, так и при взаимодействии хозяйствующих субъектов между собой. Основной целью настоящей Концепции является определение путей и способов цифровизации документооборота в Российской Федерации.»

В Концепции дана оценка объемов создания документов в нашей стране:

«В 2019 году в хозяйственный документооборот в Российской Федерации были вовлечены 3,7 миллиона юридических лиц и 4 миллиона индивидуальных предпринимателей. Участники хозяйственной деятельности взаимодействуют с различными федеральными органами исполнительной власти в части предоставления отчетности и документов в рамках их полномочий, в том числе в ходе контрольно-надзорной деятельности. В хозяйственной деятельности ежегодно создается порядка миллиарда документов (точный объем посчитать на текущий момент невозможно) и 55 миллиардов фискальных чеков. Суммарные затраты хозяйствующих субъектов на создание, обработку и хранение бумажных документов по приблизительным оценкам ежегодно составляют 6 миллиардов человеко-часов. Общие затраты, связанные с бумажными документами, составляют около 3,5 триллионов рублей, что, в свою очередь, составляет3,4 процента от ВВП страны за 2018 год.»

В рамках реализации Концепции планируется сформировать требования к хранению электронных документов, включающие в себя, в том числе:

  • Обеспечение условий, исключающих возможность модификации электронного документа;

  • Невозможность получения доступа к содержанию документа (шифрование) для документов или их частей, не подлежащих автоматическому раскрытию государственным органам или третьим сторонам;

  • Обеспечение доступности электронного документа в течение всего срока хранения;

  • Обеспечение юридической значимости электронного документа после срока истечения действия сертификатов подписей, которыми документ был подписан;

  • Обеспечение наличия в электронном документе метки доверенного времени, подтверждающей легитимность электронных подписей на электронном документе.

Реализация мероприятий, предусмотренных настоящей Концепцией, по мнению авторов, позволит обеспечить:

  • Перевод до конца 2024 года в электронную форму 95 процентов, выставляемых хозяйствующими субъектами счетов-фактур (за исключением счетов-фактур, для которых предусмотрен иной порядок обмена в связи с их отнесением к государственной тайне);

  • Перевод до конца 2024 года 70 процентов, формируемых хозяйствующими субъектами транспортных и товарных накладных в электронную форму (за исключением документов, для которых предусмотрен иной порядок обмена в связи с их отнесением к государственной тайне);

  • Увеличение общего количества электронных документов, направляемых хозяйствующими субъектами друг другу в электронной форме, не менее, чем на 20 процентов в год, начиная с 2022 года;

  • Снижение количества истребуемых бумажных документов в рамках мероприятий налогового контроля не менее, чем на 10 процентов в год, начиная с 2023 года;

  • Сокращение затрат хозяйствующих субъектов на обработку и хранение бумажных документов по итогам внедрения электронного документооборота;

  • Повышение прозрачности осуществляемых хозяйствующими субъектами сделок;

  • Переход на использование информации и записи в информационной системе государственных органов вместо документов, представляемых хозяйствующими субъектами.

Содержание документа следующее:

I. Общие положения

II. Основные понятия

III. Состояние документооборота в хозяйственной деятельности

IV. Цели развития электронного документооборота в Российской Федерации

V. Основные направления развития электронного документооборота в Российской Федерации

1.Увеличение числа утвержденных форматов электронных документов

2.Использование электронной подписи и применение электронных доверенностей

3. Создание единых технологических правил обмена документами

4. Хранение электронных документов и последующее представление с подтверждением юридической значимости

5. Установление требования к обмену электронными документами определенного типа между хозяйствующими субъектами

6. Взаимодействие с контролирующими органами и органами исполнительной власти

7. Перевод в электронный вид внутренних документов компании

8. Направление (получение) документов контрагентам, находящимся в юрисдикции иного государства

VI. Предлагаемые принципы реализации Концепции

VII. Возможные риски реализации положений Концепции

VIII. Мероприятия по развитию электронного документооборота в хозяйственной деятельности

IX. Ожидаемые результаты и их значимость

Источник: сайт Федеральной налоговой службы / Консультант Плюс
https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/10367446/
https://www.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/docs/edo/edo_concept.pdf
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372761/

Комментариев нет:

Отправить комментарий