вторник, 29 сентября 2020 г.

Новый закон «О государственном контроле (надзоре)» и вопросы документирования

Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в основном вступает в силу с 1 ноября 2020 года. Меня, традиционно, прежде всего интересует вопрос о документировании этой работы.

В законе устанавливается, что «решения контрольного (надзорного) органа, действия его должностных лиц должны быть объективными и должны подтверждаться фактическими данными и документами, содержащими достоверную информацию» (ч.4 ст.7).

Контрольные (надзорные) органы при организации и осуществлении видов контроля получают на безвозмездной основе документы и (или) сведения от иных органов либо подведомственных указанным органам организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) сведения, в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в том числе в электронной форме. Перечень документов и (или) сведений, порядок и сроки их представления устанавливаются Правительством РФ (ч.2 ст.20).

Документам, которые будут создаваться при осуществлении государственного контроля посвящена отдельная статья 21 «Документы, составляемые и используемые при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Информирование при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля».

Предусмотрено, что документы, оформляемые контрольным (надзорным) органом, а также специалистами, экспертами, привлекаемыми к проведению контрольных (надзорных) мероприятий, будут составляться в форме электронного документа и подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью (ч.1 ст.21).

Типовые формы документов, используемых контрольным (надзорным) органом, будут утверждаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (ч.2).

Контрольный (надзорный) орган вправе также самостоятельно утверждать те формы документов, используемых им при осуществлении государственного контроля (надзора), которые не были утверждены Правительством (ч.3).

Информирование контролируемых лиц о совершаемых действиях и принимаемых решениях осуществляется посредством размещения сведений в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий (ч.4).

Контролируемое лицо считается проинформированным надлежащим образом в случае, если сведения направлены ему электронной почтой по адресу, сведения о котором представлены контрольному (надзорному) органу контролируемым лицом и внесены в информационные ресурсы, информационные системы при осуществлении государственного контроля или оказании государственных и муниципальных услуг. Для целей информирования контролируемого лица контрольным (надзорным) органом может использоваться адрес электронной почты, сведения о котором были представлены при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя (ч.5).

Документы, направляемые контролируемым лицом контрольному (надзорному) органу в электронном виде, могут быть подписаны (ч.6):

  • Простой электронной подписью;

  • Простой электронной подписью, ключ которой получен физическим лицом при личной явке в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, установленными Правительством РФ;

  • Усиленной квалифицированной электронной подписью в случаях, установленных настоящим законом или положением о виде контроля.

Материалы, прикладываемые к ходатайству, заявлению, жалобе, в том числе фото- и видеоматериалы, представляются контролируемым лицом в электронном виде (ч.7).

Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в контрольный (надзорный) орган, если иное не предусмотрено законодательством РФ (ч.8).

Гражданин, не осуществляющий предпринимательской деятельности, являющийся контролируемым лицом, информируется о совершаемых действиях и принимаемых решениях путем направления ему документов на бумажном носителе в случае направления им в адрес контрольного (надзорного) органа уведомления о необходимости их получения либо отсутствия у контрольного (надзорного) органа сведений об адресе электронной почты контролируемого лица. Гражданин также вправе направлять контрольному (надзорному) органу документы на бумажном носителе (ч.9).

Отдельной статьей 80 регламентирован порядок истребования документов при проведении контроля:

Статья 80. Истребование документов

1. Под истребованием документов в целях настоящего Федерального закона понимается контрольное (надзорное) действие, заключающееся в предъявлении (направлении) инспектором контролируемому лицу требования о представлении необходимых и (или) имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований документов и (или) их копий. В случаях, установленных федеральными законами о видах контроля, к документам могут относиться материалы фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационные базы, банки данных, а также носители информации.

Истребуемые документы направляются в контрольный (надзорный) орган в форме электронного документа в порядке, предусмотренном статьей 21, за исключением случаев, если контрольным (надзорным) органом установлена необходимость представления документов на бумажном носителе (ч.2).

Документы могут быть представлены на бумажном носителе контролируемым лицом лично или через представителя либо направлены по почте заказным письмом. На бумажном носителе представляются подлинники документов либо заверенные контролируемым лицом копии.

Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов. Тиражирование копий документов на бумажном носителе и их доставка в контрольный (надзорный) орган осуществляются за счет контролируемого лица. По завершении контрольного (надзорного) мероприятия подлинники документов возвращаются контролируемому лицу.

В случае представления заверенных копий истребуемых документов инспектор вправе ознакомиться с их подлинниками (ч.3).

Документы должны быть представлены инспектору в срок, указанный в требовании. В случае, если контролируемое лицо не имеет возможности их представить в течение установленного срока, оно обязано ходатайством в письменной форме уведомить инспектора о этом с указанием причин и срока, в течение которого они могут быть  представлены. В течение двадцати четырех часов со дня получения такого ходатайства инспектор продлевает срок представления документов или отказывает в продлении срока, о чем составляется соответствующий электронный документ и информируется контролируемое лицо (ч.4).

Документы (копии документов), ранее представленные контролируемым лицом в контрольный (надзорный) орган, независимо от оснований их представления, могут не представляться повторно при условии уведомления о том, что они были представлены ранее, с указанием реквизитов документа, которым (приложением к которому) они были представлены (ч.5).

Мой комментарий: Закон в вопросах документирования направлен на то, чтобы работа в основном шла с электронными документами, - однако предусмотрено, что даже при истребовании документов контролирующий орган может попросить бумажные копии.

Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=358750

Комментариев нет:

Отправить комментарий