суббота, 5 сентября 2020 г.

Судебная практика: Доступ к электронной медицинской карте


Любые гражданские правоотношения включают, в том числе, и обязанности сторон по предоставлению друг другу документов и информации. Перевод на электронное взаимодействие приводит к тому, что граждане, например, начинают требовать от контрагентов доступа к электронным документам и информации, причём в удаленном режиме, даже там, где это ещё не предусмотрено законодательством.

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в декабре 2019 года вынесла решение по делу № 33-21927/2019, в котором гражданка требовала предоставление удаленного доступа к электронному архиву, где хранилась её электронная медицинская карта.

Суть спора

В сентябре 2014 года между гражданкой и ООО «Европейский медицинский центр «УГМК-Здоровье»» был заключен договор на оказание платных стоматологических услуг. Медицинская карта велась в электронном формате, но центр отказал ей в доступе к электронному архиву медицинской карты и не предоставил средства аутентификации.

Гражданка просила признать незаконным отказ центра в доступе к электронному архиву, и обязать центр обеспечить ей и ее представителю доступ к её медицинской карте в электронном архиве клиники, для чего предоставить средства аутентификации, технические средства для идентификации копий документов в виде сканера для считывания штрих-кодов, обязать обеспечить фото- и видеофиксацию информации из электронного архива медицинской карты своими средствами.
Для справки: Согласно части 4 статьи 22 федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов.

Пациент либо его законный представитель имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов.

Порядок ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента, утвержден Приказом Минздрава России от 29.09.2016 № 425н.

Согласно пунктам 2 - 7 Порядка, ознакомление с оригиналами медицинской документации, отражающей состояние здоровья пациента, происходит в часы работы медицинской организации в помещении, предназначенном для такого ознакомления, на основании письменного запроса пациента (или его законного представителя), поступившего в медицинскую организацию, который рассматривается руководителем медицинской организации или его заместителем.
Позиция Ленинского районного суда г. Екатеринбурга

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в июле 2019 года (дело №2-4201/2019) отметил, что приказом генерального директора ООО «УГМК- Здоровье» в сентябре 2017 года был утвержден Порядок и Правила ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента.

В соответствии с п.8 Правил предусмотрено, что оригиналы медицинской документации, ведущейся в электронном виде, предоставляются для ознакомления в виде бумажных копий. При передаче пациенту бумажных копий медицинской документации, ведущейся в электронном виде, обеспечение конфиденциальности возлагается на самого пациента. Распечатка бумажных копий осуществляется с компьютера, установленного в помещении для ознакомления в присутствии пациента либо его законного представителя. При этом пациенту либо его законному представителю демонстрируется страница, содержащая медицинскую документацию пациента в медицинской информационной системе МИС «Медиалог» и процесс ее распечатки. Пациент либо его законный представитель доступ в систему МИС «Медиалог» не получает, за рабочий компьютер не допускается.

На заявление гражданки медицинским центром был дан ответ с приглашением на ознакомление с медицинской документацией. Специальное помещение было надлежащим образом подготовлено к визиту гражданки в согласованный срок.

Представитель гражданки по доверенности явился в клинику в сопровождении некоего лица, со слов гражданки: «специалиста в области компьютерной техники и информационных систем». Указанный гражданин не имел документов, удостоверяющих его личность и квалификацию, а также установленных законом полномочий на ознакомление со сведениями о состоянии здоровья гражданки в виде доверенности.

По мнению суда, в рассматриваемой ситуации отсутствовало надлежащим образом оформленное письменное согласие гражданки на ознакомление этого третьего лица с её медицинской картой, в связи с чем медицинским центром было обоснованного отказано данному лицу в доступе к медицинской карте.

В свою очередь, представитель гражданки знакомиться с запрошенными электронными документами без участия третьего лица (специалиста в области компьютерной техники и информационных систем) отказался и собственноручно письменно просил перенести ознакомление с электронной документацией на другой день, - но в назначенный день в клинику не явился. В подтверждение этого факта медицинский центр представил Акт о неявке пациента для ознакомления с медицинской документацией.

Суд при этом отметил, что исковое заявление было предъявлено истцом в суд до запланированной даты визита в клинику, - и на этом основании суд сделал вывод об отсутствии у гражданки намерения являться для ознакомления с медицинской картой.

Таким образом, исследовав представленные в материалы дела доказательства, в соответствии со ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности, суд пришёл к выводу о том, что истец в лице её представителя сама отказалась от ознакомления со своей медицинской картой, а во второй раз на ознакомление, несмотря на имеющееся заявление, не явилась.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований гражданки к ООО «УГМК- Здоровье» о признании незаконным нарушения прав потребителя на получение информации об услуге не имеется.

Суд также отметил, что ссылка представителя истца на ГОСТ Р 52636-2006 «Электронная история болезни», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2006 № 407-ст, не может быть принята судом во внимание, поскольку данный ГОСТ носит рекомендательный характер, технический регламент по его применению до сих пор не утвержден. В пункте 9.2 ГОСТа предусмотрены три способа передачи пациентам их собственных электронных персональных медицинских записей (ЭПМЗ), при этом не установлено, что способ передачи данных определяет сам пациент, а организация обязана удовлетворить его требование.

Также, вопреки доводам представителя истца, указанный ГОСТ Р 52636-2006 не регламентирует взаимные права и обязанности медицинской организации и пациента (потребителя), в отличие от Порядка, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.06.2016 № 425н.

Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга в июле 2019 года исковые требования были оставлены без удовлетворения.

Позиция Судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда

Суд отметил, что оснований для признания действий центра незаконными не имеется, поскольку право истца на получение информации не нарушено. Она добровольно отказалась от права на ознакомление с медицинскими документами.

Судебная коллегия оставила без изменения решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга, а апелляционную жалобу гражданки без удовлетворения.

Мой комментарий: Отмечу, что в ряде регионов, - например, в Москве, - граждане уже получили доступ к своей электронной медицинской карте, и могут в удаленном режиме получать информацию из нее. В крупных коммерческих медицинских центрах также есть удаленный доступ к личному кабинету, где оперативно размещается вся медицинская информация.

Мне также понравилось, как чётко действовал в данной конфликтной ситуации медицинский центр, который тщательно задокументировал весь процесс взаимодействия с клиентом и его представителем. Кроме того, с моей точки зрения, в локальном нормативном акте организация очень грамотно описала процедуру ознакомления с медицинской документацией и изготовления бумажных копий с электронных подлинников в присутствии клиента.

Источник: сайт Ленинского районного суда г. Екатеринбурга  / Консультант Плюс
https://leninskyeka--svd.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=104781834&delo_id=1540005&new=&text_number=1
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;mode=splus;base=SOUR;n=254632

Комментариев нет:

Отправить комментарий