среда, 10 июля 2013 г.

Вопрос об оригиналах


Данная заметка была опубликована (в последней редакции) 26 июня 2013 года на сайте канадского Совета по научным исследованиям в области социологии и гуманитарных наук (Social Sciences and Humanities Research Council, SSHRC).

Профессор Лючиана Дюранти (фото: Martin Dee)

Обеспечение аутентичности электронных документов

«На самом деле оригиналов у нас больше нет», говорит профессор Университета Британской Колумбии (University of British Columbia, UBC)  Лючиана Дюранти (Luciana Duranti), комментируя тенденцию создавать такие документы, как, например, документы о передаче права собственности на землю (land deeds), фотографии и отчетность о финансовых операциях исключительно в электронной форме.

Мой комментарий: Думаю, следует пояснить эту мысль. Если мы думаем о действительно длительном или постоянном хранении электронных документов, то рано или поздно наступит момент, когда физическое и моральное устаревание технологий (оборудования, программного обеспечения, носителей информации, форматов и т.д.) сделает невозможным непосредственное использование электронных оригиналов. И хотя электронные оригиналы, возможно, будут и впредь храниться в качестве артефактов, в дальнейшем реально использоваться будут их (заверенные) копии, полученные в результате преобразования электронных документов в иной формат (форматы). Ещё одной реальностью, которую следует понять и принять, является тот факт, что подобные преобразования могут привести к потере или искажению некоторой части информации.

В этом нет ничего нового – всё то же самое происходило и происходит с привычными аналоговыми документами, с той лишь разницей, что там масштабы времени совсем иные, и периоды времени, по истечении которых эффект устаревания становится существенным, меряются не десятилетиями, а столетиями и даже тысячелетиями… 

Нет никаких сомнений, что тенденция к переходу на использование электронных документов принесла немало пользы, в том числе способствовала повышению эффективности. Дюранти, однако, была в числе первых исследователей, осознавших, что всем странам мира следует разобраться с особенностями, присущими этому новому подходу к созданию документов, если они не хотят впоследствии  столкнуться с серьезными проблемами.

Руководитель программы UBC по подготовке магистров в области архивного дела однажды утром в буквальном смысле проснулась и спросила себя, как обеспечить, чтобы важные документы - те, которые создаются, например, государственными органами, деловыми организациями и представителями творческих профессий – оставались аутентичными и доступными в условиях быстрых технологических изменений.

Существуют испытанные временем стратегии работы с (неэлектронными) оригинальными документами. Для определения аутентичности, например, использовался анализ почерка, чернил и бумаги. Обеспечение сохранности и доступности документов означало просто сохранение их у себя. «В Риме у нас хранятся документы, начиная с шестого века», комментирует Дюранти, работавшая с 1978 по 1982 год в государственном архиве «вечного города».

С электронными документами совсем иное дело. Технология, используемая сегодня для создания документов, уже завтра может оказаться устаревшей. Так что если полиция соберет электронные доказательства и улики, - например, документы с использованием  системы глобального позиционирования (GPS), - встает вопрос о том, будет ли возможность прочитать файлы спустя три года, когда дело попадёт в суд, а технология, скорее всего, за это время изменится. Если же полиции для того, чтобы сделать файлы пригодными для использования во время уголовного процесса, придётся их конвертировать в другой формат, то как обеспечить уверенность в том, что доказательства не были каким-либо образом искажены?

Стремление ответить на такого рода вопросы привело к возникновению проекта InterPARES (от International Research on Permanent Authentic Records in Electronic Systems – «Международные исследования по аутентичным документам постоянного хранения в электронных системах»), который Лючиана Дюранти выполняет при поддержке  SSHRC. Проект InterPARES начался в 1999 году; в 2012 году завершился его третий этап, и совсем недавно начался новый проект InterPARES Trust.

 «Имея дело с электронными документами, следует убедиться, что материал создается таким образом, что можно обеспечить его долговременную сохранность», говорит Дюранти. Исходя из этой посылки, участники проекта InterPARES разработали стратегии, политики и стандарты для обеспечения долговременной сохранности аутентичных документов в архивах.

Важно также использовать такие процессы и процедуры, которые признают все страны. «Большинство организаций сейчас многонациональные. Их документы должны признаваться подлинными и аутентичными в каждой стране», отмечает Дюранти. Именно поэтому проект InterPARES включает участников из 21 страны, в том числе из Австралии, Ботсваны, Китая и Соединенных Штатов. Кроме того, люди, создающие электронные документы, которые общество считает ценными, – с административной, юридической или культурной точки зрения, - также участвовали в процессе исследований.

 «Первоначальная стратегия предусматривала взаимодействие с музыкантами, учеными, врачами и юристами. Эти люди знают особенности своих материалов и заинтересованы в обеспечении их защиты и сохранности», рассказывает Дюранти.

Деятельность InterPARES привлекла внимание. Китай уже адаптировал требования InterPARES к аутентичности документов в качестве положений закона; европейские финансовые институты обращались к проекту за помощью в обеспечении аутентичности банковских транзакций, а выпускники Дюранти востребованы престижными учреждениями и организациями всего мира.

Лючиана Дюранти подчёркивает, что «В плане технологий, люди склонны быстро их осваивать, думая, главным образом, какую отдачу они могут получить в данный момент. С началом проекта InterPARES люди начали думать о вопросах, связанных с электронными документами,  в более долгосрочной перспективе».

Источник: сайт SSHRC / сайт Университета Британской Колумбии
http://www.sshrc-crsh.gc.ca/society-societe/stories-histoires/story-histoire-eng.aspx?story_id=92
http://news.ubc.ca/wp-content/uploads/2013/06/Luciana-Duranti_Martin-Dee-1024x680.jpg
 (фото)

Комментариев нет:

Отправка комментария