четверг, 9 января 2020 г.

Поручения президента по совершенствованию порядка организации документооборота в сфере охраны здоровья


31 октября 2019 года в Светлогорске под председательством Президента РФ Владимира Путина состоялось расширенное заседание президиума Государственного совета по теме «О задачах субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения», см. http://kremlin.ru/events/president/news/61942 .

Президент утвердил перечень поручений по итогам заседания президиума Государственного совета. Ряд поручений затрагивает вопросы ведении медицинской документации в форме электронных документов.

Премьер-министр Д.А.Медведев и высшие должностные лица субъектов РФ должны до 1 марта 2020 года:
  • Обеспечить совершенствование порядка организации документооборота в сфере охраны здоровья, в том числе при ведении медицинской документации в форме электронных документов, предусмотрев при этом снижение нагрузки на медицинские организации, связанной с заполнением медицинской документации и отчётности (Пр-2549ГС, п.2б);

    Мой комментарий:
    13 июня 2019 года на официальном портале был размещен проект приказа Минздрава «Об утверждении порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в электронном виде». В проекте закреплены правила организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в электронном виде, включая требования к формату электронного медицинского документа, его структуре ‎и визуализации, порядку хранения электронных медицинских документов ‎и доступа к ним, в т.ч. закрепление возможности доступа граждан ‎к медицинским документам посредством Единого портала государственных ‎и муниципальных услуг - см.:
    https://regulation.gov.ru/projects#departments=11&npa=92185 . Так что работа над выполнением этого поручения началась давно :)

  • Принять меры по предоставлению субъектами РФ медицинским организациям частной формы собственности доступа к единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения и государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов РФ, на территориях которых они функционируют, предусмотрев обязанность таких медицинских организаций вносить в названные системы сведения об оказанной гражданам медицинской помощи (Пр-2549ГС, п.2в).

    Мой комментарий: Идея в принципе правильная, однако, в ряде случаев к услугам коммерческих организаций граждане специально прибегают, чтобы информация о состоянии их здоровья не «светилась» в единых информационных системам здравоохранения. Пока что в общем случае передавать государству эту информацию коммерческие структуры могут, с моей точки зрения, только при согласии клиентов.
Министр здравоохранения В.И.Скворцова до 15 апреля 2020 года должна представить предложения о передаче специалистам, имеющим среднее медицинское образование, отдельных функций врача, а также о привлечении граждан, имеющих соответствующее образование и навыки, к исполнению отдельных обязанностей медицинских работников, в том числе по ведению медицинской документации и государственных информационных систем в сфере здравоохранения (Пр-2549ГС, п.5е)

Мой комментарий: Интересно, какие функции врача (судя по всему, «врачом» считается специалист с высшим медицинским образованием, занимающий соответствующую должность) можно передать специалистам со средним медицинским образованием? Не произойдёт ли этом снижение уровня ответственности и контроля? С привлечением же специалистов, не имеющих медицинского образования, могут возникнуть проблемы с исполнением норм закона о персональных данных при обработке специальных категорий ПДн:
Для справки: Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Статья 10. Специальные категории персональных данных

2. Обработка указанных в части 1 настоящей статьи специальных категорий персональных данных допускается в случаях, если:

4) обработка персональных данных осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну;
Министр должна «обеспечить поэтапный переход на ведение медицинской документации в форме электронных документов, предусматривающий отказ от ведения указанной документации на бумажном носителе, при условии готовности медицинских организаций и надлежащей защищённости информационных систем в сфере здравоохранения» (Пр-2549ГС, п.5ж).

Мой комментарий: Итак, нужно решить две проблемы: подготовить медицинские организации и обеспечить защищенность информационных систем здравоохранения.

Отмечу, что поэтапный перевод медицинской документации уже начался, но по совершенно объективным причинам дублирование на бумаге происходит – гражданам для личного пользования или для представления в другие медицинские организации, которые еще не объединены единой системой.

Успехи в информатизации медицины есть. Понятно, что всем хочется «всё и сразу», но учитывая, с чего начинала отрасль, прогресс есть, хотя до совершенства пока ещё далеко.

В первую очередь, как мне кажется, стоит продумать об удобстве использования электронной информации всеми участниками процесса, как врачами, так и пациентами, в том числе в удаленном режиме. Например, при визите врача на дом он не должен быть оторван от необходимой для него медицинской информации.

Источник сайт Президента Российской Федерации
http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/62316

Комментариев нет:

Отправить комментарий