среда, 8 января 2020 г.

Совет по архивному делу: Учёт и контроль


В докладе статс-секретаря – заместителя Руководителя Федерального архивного агентства (Росархива) О.В.Наумова «Нормативно-правовое регулирование архивного дела и делопроизводства в условиях перехода органов власти и организаций на электронный документооборот» на XV Совете по архивному делу при Росархиве 8 октября 2019 года было отмечено, что в числе первоочередных остается вопрос о разработке «Порядка государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации», который должен заменить действующий с 1997 года «Регламент государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации и Временный порядок автоматизированного государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации, хранящихся в государственных и муниципальных архивах» 2000-го года; - а также разработки «Положения о ведении Государственного реестра уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации».

В целях правового обоснования создания и эксплуатации информационных систем «Архивный фонд» и «Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации» предлагается внести дополнение в статью 19 Закона об архивном деле №125-ФЗ, изложив её в следующей редакции:
Статья 19. Государственный учет документов Архивного фонда Российской Федерации

1. Документы Архивного фонда Российской Федерации независимо от места их хранения подлежат государственному учету, в том числе с использованием информационной системы автоматизированного государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации. Порядок государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства. Уникальные документы подлежат также учету в Государственном реестре уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации, ведение которого осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства, в том числе с использованием информационной системы.».
О.В.Наумов отметил, что осуществление контроля в сфере архивного дела - одна из животрепещущих проблем архивного дела:
«Проблема весьма актуальна на всех уровнях управления архивным делом и включает в себя большое количество составляющих: это и вопрос распределения контрольных полномочий, и широта таких полномочий, тяжесть санкций за выявленные нарушения, определение статуса инспекторов и порядка осуществления ими своих полномочий и многое другое, что требует отдельного обстоятельного рассмотрения.»
В докладе отмечается, что в настоящее время в Российской Федерации ведется работа по изменению подхода к осуществлению государственного и муниципального контроля над исполнением обязательных требований законодательства, идет внедрение риск-ориентированного подхода к контролю. Соответствующий законопроект внесен в Государственную Думу и прошёл первое чтение.

По мнению О.В.Наумова, многие пожелания регионов, касающиеся возврата архивным органам контрольно-инспекторских функций с возможностью применения санкций, совершенствования контроля над соблюдением законодательства в области архивного дела негосударственными организациями и другие, найдут свое отражение как в названном законе, так и в принятых в его развитие подзаконных актах, которые необходимо будет разработать и на федеральном уровне, и в регионах.

В то же время предложения регионов о повышении размеров штрафов за несоблюдение архивного законодательства, накладываемых ст.13.20 КоАП, в современных условиях представляются трудновыполнимыми, поскольку войдут в противоречие с проводимым сейчас общим курсом на «гуманизацию» наказаний в гражданской и экономической сферах и переносом центра тяжести при реализации контрольных функций с наказания на профилактику.

О.В.Наумов также отметил, что некоторые субъекты предлагают внести изменения в статью 16 Закона об архивном деле, заменив в указанной статье «контроль» на «государственный контроль». По мнению Росархива целесообразно дождаться принятия федерального закона «О государственном и муниципальном контроле в Российской Федерации», а затем уже принимать решение по этим вопросам.

Росархив также принимает участие в так называемой «регуляторной гильотине», то есть пересмотре всех нормативных правовых актов в той или иной сфере деятельности на предмет наличия в них обязательных к исполнению требований, с исключением всех требований, которые будут признаны избыточными.

О.В.Наумов отметил, что в настоящее время в сфере архивного дела действуют более 500 обязательных требований, содержащихся в 3 федеральных законах, одном постановлении правительства и 11 ведомственных подзаконных актах.

Кроме того, обязательные требования ещё будут содержать два приказа, которые Росархив планирует издать в ближайшее время – «Перечень документов, образующихся в процессе деятельности кредитных организаций, с указанием сроков хранения», и «Порядок признания документов Архивного фонда Российской Федерации находящимися в неудовлетворительном физическом состоянии».

Основную работу по актуализации или отмене соответствующих нормативных правовых актов, относящихся к компетенции Росархива, планируется провести в 2020 году.

Источник: Сайт Федерального архивного агентства 
http://archives.ru/press/09-10-2019-coordination-council.shtml
http://archives.ru/reporting/report-naumov-2019-yalta.shtml

1 комментарий:

  1. "Основную работу по актуализации или отмене соответствующих нормативных правовых актов, относящихся к компетенции Росархива, планируется провести в 2020 году."
    ))))))лол лол лол )))) Как ранее в 2019, в 2018 и т.д. Не позорились бы. Про гуманизацию вообще бред. Идет повсеместное ужесточение. и только документы можно уничтожать безнаказанно.

    ОтветитьУдалить