(Продолжение, предыдущую часть см. http://rusrim.blogspot.ru/2015/05/2_26.html )
17 мая 2015 года на моем блоге был размещен пост «Позиция Росархива по вопросу передачи документов негосударственных организаций на хранение в государственные и муниципальные архивы» (см. http://rusrim.blogspot.ru/2015/05/blog-post_74.html ). В нем речь шла о письме Федерального архивного агентства от 11 декабря 2014 года № 2/2342-А, в котором ведомство изложило свою позицию по вопросу о судьбе документов негосударственных организаций. В комментариях к этому посту коллеги задали мне ряд интересных вопросов, на часть которых я уже ответила (см. http://rusrim.blogspot.ru/2015/05/1_25.html и http://rusrim.blogspot.ru/2015/05/2_26.html ).
Вопрос: Разве Росархив не прав по поводу денег? Ведь если брать документы без денег, увеличивается нагрузка на бюджет (федеральный - если документы сдаются в федеральный архив, региональный - если в региональный, муниципальный - если в муниципальный). В условиях уменьшения финансирования архивной отрасли, получается, что документы постоянного срока хранения будут "страдать", т.к. не хватит места для их хранения, не хватит специалистов для работы с ними и т.д. В этих условиях требование денег за передачу документов кажется правомерным, тем более, что конкурсные управляющие сдают документы только последней организации, но не её предшественников, чьи документы уже принимаются как брошенные, безвозмездно.
Давайте начнем с главного – архив, принявший на хранение документы, должен получить финансирование на обеспечение их сохранности. Логика финансирования хранения документов достаточно проста:
- Финансирование хранения документов федеральной, региональной и муниципальной собственности идет из соответствующих бюджетов в соответствующие государственные и муниципальные архивы.
- Документы негосударственных организаций не являются собственностью государства и при передаче их на хранения в государственные и муниципальные архивы такая организация должна оплатить их хранение.
- Что делать с документами территориальных органов федеральных органов государственной власти? Эти документы относятся к федеральной собственности и, согласно правилам, должны передаваться на государственное хранение в федеральные архивы. Федеральные архивы, однако, не желают даже слышать об этом, а выделять на финансирование хранения таких документов средства из региональных и муниципальных бюджетов просто так нельзя. Уже давно стало ясно, как можно решить эту проблему: нужно делегировать полномочия по хранению документов территориальных органов региональным архивам и одновременно законодательно закрепить порядок выделения федеральных субсидий на финансирование хранения архивных федеральных документов в региональных государственных архивах. Ни один, ни другой вопрос до сих пор законодательно не урегулированы.
- Что делать с документами коммерческих организаций в тех случаях, когда при банкротстве или ликвидации у них полностью отсутствуют средства на оплату их хранения в государственных и муниципальных архивах?
Вина Росархива и его руководства в том, что они не видят дальше собственных узковедомственных интересов и не понимают возможных последствий своих действий и бездействия для страны в целом. Росархив за десятилетие почти ничего не сделал для того, чтобы стать необходимым участником процесса реформирования государственного управления и решения насущных проблем сегодняшнего дня, не пошёл в программы электронного и открытого правительства и по-прежнему всё внимание уделяет одним лишь выставкам – и, как следствие, дополнительные средства ему и подведомственным ему учреждениям вряд ли кто выделит.
Мнение: А сами конкурсные управляющие совместно с Арбитражным судом, всеми правдами и неправдами (чаще) пытаются «втюхать» государству эти документы даром.
Естественно, что конкурсные управляющие пытаются это сделать – от них ожидается экономия на всём, это их работа! Между прочим, кредиторы регулярно подают иски на тех конкурсных управляющих, которые, с их точки зрения, попусту разбазаривают средства на упорядочение документов и передачу их на хранение в архивы. Государство, однако, не беспомощный щеночек, у него есть масса инструментов для того, чтобы навести в этом вопросе порядок – надо лишь этого хотеть. Не так уж смертельно сложно четко сформулировать в законодательстве порядок действий с документами ликвидируемых организаций и закрыть существующие правовые «дыры» и «серые зоны».
Если посмотреть, какие документы передаются конкурсными управляющими в архивы, то основную их часть составляют документы по личному составу. Ваше словечко «втюхать» очень показательно – оно говорит о том, что ни конкурсным управляющим, ни государству, ни архивам эти документы не нужны.
А кому же тогда нужны эти документы? Получается, что реально в их сохранности заинтересованы только граждане – поскольку без них мы с Вами не сможем подтвердить ни трудовой и льготный стаж, ни размер заработной платы. Все остальные органы власти, Пенсионный фонд и архивы в обеспечении сохранности этих документов не заинтересованы (скорее наоборот – меньше проблем с организацией хранения, да ещё и «экономия» на пенсиях!). Печальная ситуация.
С моей точки зрения, если государство требует при назначении пенсии представлять подтверждающие трудовой стаж или размер заработка архивные документы, именно оно и должно нести ответственность, в том числе и финансовую, в тех случаях, когда сохранность этих документов не была обеспечена. Почему за недоработки государства должны расплачиваться рядовые граждане и архивы, которые становятся крайними в цепочке хранителей?
(Окончание следует, см. http://rusrim.blogspot.ru/2015/06/4.html )
Органы управления архивным делом в субъектах РФ также как и Росархив закрывают глаза на всё безобразие, творящееся в стране с архивными документами. Проблемы, накопившиеся десятилетиями не решаются и не хотят решать, оттого у граждан как и у представителей власти сформировалось мнение, что архивы - это склады ненужной отработанной документации, а архивисты - люди, которые от безделья вместе с делами постепенно покрываются плесенью и ждут своей беспечной старости. Высокие чины, постоянно говорящие о патриотизме, защите прав граждан, не могут, да и не хотят понять (а вину я вижу и в самих архивных чиновниках), что через несколько десятилетий мы останемся совсем без документального подтверждения исторических фактов и будем писать историю лишь по памяти - а это не аргумент для большинства стран мира, и получится у нас ситуация как сейчас в соседней дружественной Украине - где каждый, кто хочет может как ему угодно переписывать историю страны!
ОтветитьУдалитьЗачастую граждан не жалко, так как он и сами пренебрежительно и безответственно относятся к правильному оформлению и сохранности документов. по принципу а кому эта макулатура на фиг нужна, чай не мяса килограмм. И только когда непосредственно сталкиваются с необходимостью документального подтверждения какого-нибудь факта вдруг разом становятся поборниками "крючкотворства" и бережного отношения к документам.
ОтветитьУдалитьДо ходит до смешного ИП поленившийся сдать свои документы, представил в архив справку об отсутствии у него оных, т.к. деятельности мол никакой не вел. А через десять лет явился в архив за подтверждением стажа и зарплаты с гонором "я все сделал, еще в хорошей памяти нахожусь". Пришлось его как котенка в его собственную справку потыкать. И таких случаев множество.
И архивисты в данной цепочке в большинстве своем самые ответственные и сердобольные люди. Только они не могут на своих плечах за гроши тянуть столь не посильную ношу.