воскресенье, 24 ноября 2013 г.

Упрощение регистрации и идентификации пользователей Единого портала государственных и муниципальных услуг


9 августа 2013 на сайте Правительства РФ опубликованы поручения, принятые по итогам состоявшегося 31 июля 2013 года заседания президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России по вопросу «О развитии информационных технологий для эффективного государственного управления», (см. http://rusrim.blogspot.ru/2013/09/blog-post_5.html ; http://rusrim.blogspot.ru/2013/08/blog-post_3.html , http://rusrim.blogspot.ru/2013/08/blog-post_9970.html и http://rusrim.blogspot.ru/2013/08/blog-post_10.html ).

Было дано 15 поручений, в том числе два со сроком исполнения в 2014 году. Одно из данных Минкомсвязи и Минэкономразвития поручений касалось подготовки проекта нормативного правового акта, предусматривающего упрощение использования механизмов электронной подписи и механизмов идентификации граждан при оказании государственных, муниципальных и иных социально значимых услуг, а также регулирующего вопросы упрощения регистрации пользователей Единого портала государственных и муниципальных услуг с применением номера мобильного телефона.

Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 года №968 внесены изменения в некоторые акты Правительства РФ.

В Положении «О федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. № 861, расширены возможности этой федеральной государственной информационной системы. Теперь, помимо ранее установленных, «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» обеспечивает:
г) доступ заявителей к иной информации, связанной с предоставлением государственных и муниципальных услуг и исполнением государственных и муниципальных функций, содержащейся в государственных и муниципальных информационных ресурсах, размещение в открытом доступе которой предусмотрено законодательством Российской Федерации;

д) доступ заявителей к сведениям, размещаемым в информационных системах в соответствии с абзацем вторым пункта 5 настоящего Положения.
Изменения коснулись порядка регистрации и авторизации заявителя на едином портале. Положение дополнено тремя новыми пунктами:
9-1. Доступ с использованием единого портала к информации, указанной в подпункте "д" пункта 1 настоящего Положения, которая носит конфиденциальный характер, осуществляется в отношении заявителей, прошедших процедуру регистрации и авторизации с использованием единой системы идентификации и аутентификации, указанной в п. 9 настоящего Положения, либо заявителей, прошедших процедуру регистрации на едином портале.

9-2. Регистрация на едином портале осуществляется с использованием устройств подвижной радиотелефонной связи на основании предоставленных заявителем сведений о своем абонентском номере устройства подвижной радиотелефонной связи. При регистрации заявителя на едином портале внесение сведений о заявителе в регистр физических лиц единой системы идентификации и аутентификации, указанной в п. 9 настоящего Положения, не осуществляется. Порядок регистрации и авторизации на едином портале устанавливается оператором единого портала по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации.

9-3. Доступ к информации, указанной в подпунктах "а", "г" и "д" (в части информации, которая не носит конфиденциальный характер) пункта 1 и подпункте "б" пункта 7 настоящего Положения, обеспечивается всем пользователям (прошедшим и не прошедшим процедуру регистрации и авторизации с использованием единой системы идентификации и аутентификации, указанной в п. 9 настоящего Положения, и (или) процедуру регистрации на едином портале).
Мой комментарий: Таким образом, теперь регистрация и авторизация с использованием единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) требуется только тогда, когда заявителю нужен доступ к конфиденциальным сведениям, размещаемым в информационных системах.

Требования к федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», утвержденные постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2011 г. № 977, дополнены двумя новыми пунктами:
6 (1). Единая система идентификации и аутентификации должна обеспечивать возможность применения различных методов идентификации пользователей при обеспечении доступа к информации, содержащейся в регистрах, и информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, предусмотренной пунктом 1 настоящих требований, с учетом реализуемых посредством указанной системы полномочий пользователей и целей доступа к этой информации.

7 (1). Единая система идентификации и аутентификации в целях направления общественных инициатив и голосования за них с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» должна обеспечивать доступ к этому интернет-ресурсу исключительно гражданам РФ, прошедшим в указанной системе процедуру регистрации, осуществление которой сопровождалось предъявлением основного документа, удостоверяющего личность, и внесением информации о таком способе установления личности в соответствующий регистр этой системы.

При этом документ, удостоверяющий личность, считается предъявленным в том числе при обращении за получением государственной (муниципальной) услуги, предусматривающей личное присутствие заявителя на любом из этапов получения такой услуги. Внесение информации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, осуществляется в соответствии с положением о федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», утвержденным Министерством связи и массовых коммуникаций РФ.
Мой комментарий: Я все-таки поражаюсь, с каким упорством идеологи «Российской общественной инициативы» держатся за обязательность жесткой идентификации всех желающих поучаствовать в этом проекте. При этом до сих пор никто так не объяснил, зачем это нужно - ведь ни сами поданные инициативы, ни итоги голосования по ним практически не накладывают на государственные органы никаких серьезных обязанностей.

Кроме того, уточнен порядок формирования электронных комплектов документов, содержащих заявления (запросы) о предоставлении государственной или муниципальной услуг, предусмотренных «Правилами организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» ( утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. № 1376, п.1 (ж)).

Теперь при формировании комплекта документов из электронных образов документов должностные  лица многофункционального центра должны заверить усиленной квалифицированной электронной подписью «соответствие сведений, содержащихся в электронном образе документа, сведениям, содержащимся в документе на бумажном носителе».

Мой комментарий: Ряд принятых решений начинают движение в нужную сторону, но это только начало пути. Посмотрим, удастся ли таким полумерами существенно увеличить число граждан, готовых получать государственные услуги в электронном виде :)

Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=154000

Комментариев нет:

Отправить комментарий