пятница, 1 апреля 2011 г.

Министерство финансов утвердило для страховых организаций перечень документов и требования к обеспечению их сохранности

Совершенствование законодательно-нормативной базы для документирования деятельности коммерческих организаций, как правило, начинается с корректировки законов, и уже позже появляются подзаконные нормативные акты, устанавливающие конкретные требования к работе с документами.

В апреле 2010 года среди изменений, внесенных в законодательство в области страхового дела, практически незамеченным прошло дополнение статьи 6 закона от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» пунктом 2.1, в котором сказано следующее:
Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»

Статья 6 Страховщики

2.1. Страховщики должны создать условия для обеспечения сохранности документов, перечень которых и требования к обеспечению сохранности которых устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности (далее - орган страхового регулирования).
Это положение уже вступило в силу с 1 января 2011 года.

Приказом Министерства финансов от 29 декабря 2010 года № 193н был утвержден «Перечень документов, сохранность которых обязаны обеспечить страховщики, и требования к обеспечению сохранности таких документов». Документ только 10 марта 2011 года прошел регистрацию в Минюсте, и вступит в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования (опубликован 25 марта).

Практически одновременно Указом Президента РФ от 04 марта 2011 года № 270 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации» Федеральная служба страхового надзора была присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР), которой переданы все функции в сфере страхового надзора. Так что теперь контролировать требования к обеспечению сохранности документов страховщиков будет контролировать ФСФР.

Страховщики теперь обязаны обеспечить сохранность перечисленных в Перечне документов, образующихся в процессе их деятельности, в соответствии с требованиями и в порядке, установленными законодательством Российской Федерации для юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (п.2), включая соблюдение установленных законодательно-нормативными актами сроков хранения.

В документе есть весьма неприятный для руководителей страховых компаний пункт. При смене руководителя страховщика (или руководителя филиала) находившиеся в его распоряжении документы, из числа упомянутых в Перечне, должны передаваться по описи вновь назначенному руководителю (п.16). Учитывая, что объём документации в страховых организациях значителен, процедура передачи документов от старого руководителя к новому может оказаться непростой: ведь не будет же руководитель организации собственноручно сверять наличие всех документов в архиве организации! Поэтому имеет смысл заранее продумать и закрепить во внутренних нормативных актах порядок передачи документов при смене руководства.

Мой комментарий: Введение новых требований к обеспечению сохранности документов страхователей – очередное проявление «заботы» государственных органов о документационном благополучии коммерческих организаций: предусматривается разработка внутренней нормативной базы, создание надлежащих условий для хранения документов, создание специализированных архивных подразделений в страховых организациях.

Труднее всего придётся страховщикам - акционерным обществам. «Положение о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ» (утв. постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16 июля 2003 г. N 03-33/пс) пока никто не отменял, да и последняя информация из ФСФР показывает, что подготовленный службой проект нового аналогичного нормативного акта практически ничего не меняет в части требований к организации хранения документов, - так что таким организациям придется исполнять требования обеих нормативных документов. Соответственно увеличиваются риски штрафных санкций и судебных споров.

Источник: Консультант+
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=111565

Комментариев нет:

Отправка комментария