суббота, 22 мая 2021 г.

Судебная практика: Пенсия и табуляграмма

На своем блоге я уже рассказывала о правоприменительной практике, связанной с принятием табуляграмм в качестве доказательств размера заработка в советский период.

  • «Судебная практика: Суд обязал Пенсионный фонд принять подтверждающую заработок гражданина архивную справку, выданную на основе табуляграмм», http://rusrim.blogspot.com/2014/09/blog-post_28.html ;

  • «Судебная практика: Электронные документы на бумажном носителе помогли подтвердить размер заработной плат», http://rusrim.blogspot.com/2011/03/blog-post.html ;

  • «Судебная практика: Получение достойного пенсионного обеспечения нельзя ставить в зависимость от отношения работодателя к ведению и хранению документов», http://rusrim.blogspot.com/2015/08/blog-post_16.html .

Пенсионный фонд продолжает свою политику отказа в принятии табуляграмм, которые были переданы на хранения в государственные и муниципальные архивы, в качестве надлежащих документов, подтверждающих размер заработка граждан. В результате граждане вынуждены обращаться в суды за защитой своих нарушенных прав.

Октябрьский районный суд в марте 2020 года вынес решение по делу №2- 240/2019, в котором гражданин требовал признать надлежащими доказательствами табуляграммы, содержащие информацию о размере его заработка за 1986-1990 годы.

Суть спора

Гражданин обратился в июле 2019 году в Управление Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Для определения размера его заработка за 1986-1990 годы им были предоставлены копии лицевых счетов в виде табуляграмм (карточек), выданных архивным отделом администрации МО – Рязанский муниципальный район, за период его работы в Управлении механизации объединения «Агропромстрой», которые содержат информацию о ежемесячной заработной плате без указания денежных единиц заработка. При этом за указанное время работы заработная плата начислялась и выплачивалась в рублях, других денежных единиц предусмотрено не было.

Пенсионный фонд отказал гражданину в принятии для назначения страховой пенсии по старости в качестве документов, подтверждающих среднемесячный заработок, указанных табуляграмм, выданных архивным отделом. Основанием для отказа послужило то, что лицевые счета за период его работы, представленные в виде табуляграмм (карточек) без указания денежных единиц измерения заработка, не относятся к первичным бухгалтерским документам, а номенклатура и шифры видов оплат и удержаний для расшифровки сведений о заработной плате, в архиве отсутствуют.

По мнению гражданина, пенсионным органом решение принято необоснованно, поскольку документов, представленных архивным отделом администрации МО – Рязанский муниципальный район, достаточно для подсчета расчётного размера его страховой пенсии за 60 месяцев подряд за период. Он просил суд обязать Управление ПФ произвести подсчет расчетного размера пенсии по старости на основании архивных документов и произвести перерасчет размера страховой пенсии с момента возникновения права на нее.

Позиция Октябрьского районного суда

Суд отметил, что официально заверенная архивная справка является документом, имеющим юридическую силу, содержит подтверждение об имеющихся в документах архива сведениях, относящихся к предмету запроса, с указанием поисковых данных документов.

Табуляграммы - один из методов ведения бухгалтерского учета по таблично-перфокарточной форме в условиях применения перфорационных вычислительных машин - ПВМ и электронных вычислительных машин – ЭВМ, информация в них кодировалась.

При принятии решения суд учел следующие нормы:

  • В п. 2.7 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете Министерства финансов Совет Министров СССР от 29 июля 1983 года №105 указано, что в условиях механизации (автоматизации) бухгалтерского учета реквизиты первичных документов могут быть зафиксированы в виде кодов.

  • Совместным Письмом ЦСУ СССР и Министерства финансов СССР от 28.03.1972 №61 «Об использовании в учете технических носителей информации как документов, имеющих одинаковую силу наряду с другими учетными документами» определено, что документам на машинных носителях информации, используемым в бухгалтерском учете, придается характер документов, имеющих одинаковую силу наряду с другими учетными документами.

  • Приказом Центрального статистического управления при Совете Министров СССР от 17 декабря 1974 г. №902 утверждены Типовые межведомственные формы первичной учетной документации для предприятий и организаций министерств и ведомств СССР и союзных республик. Форма Т-54 и Т-54а - это формы лицевых счетов. Согласно приказу «Форма №Т-54а применяется при механизированной обработке учетных данных и содержит только условно-постоянные реквизиты о работнике. Данные по расчету заработной платы вкладываются ежемесячно в лицевой счет в виде табуляграммы».

  • Постановлением Государственного комитета по науке и технике СССР от 20 апреля 1981г. №100 утверждены Временные общеотраслевые руководящие указания о придании юридической силы документам, создаваемым средствами вычислительной техники.

  • В 1984 г. порядок придания юридической силы документам на машинном носителе и создаваемым на их основе машинограммам (табуляграммам) стал регулироваться Государственным стандартом СССР (ГОСТ 6.10.4-84 «Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники»).

На основании этих документов суд сделал вывод о том, что табуляграмма как документ бухгалтерской отчетности по таблично-перфокарточной форме в условиях применения перфорационных вычислительных машин - ПВМ и электронных вычислительных машин - ЭВМ, имеющий одинаковую юридическую силу наряду с другими учетными данными, в частности, с лицевыми счетами и ведомостями на выдачу заработной платы, является первичным документом, который может представляться в компетентный орган с целью осуществления расчета заработка для назначения пенсии

Суд также учел разъяснения, данные Верховным судом РФ в решении от от 14.10.2009 года ГКПИ 09-1239 которым «при невозможности документального подтверждения среднемесячного заработка в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке и невозможности определить причинителя вреда, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, в том числе документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника».

В качестве доказательства размера заработной платы гражданина, архивным отделом были представлены копии табуляграмм. Другие первичные бухгалтерские документы, из которых можно сделать вывод о размере среднего заработка истца, в архивное учреждение переданы не были.

При таких обстоятельствах суд признал возможным установление размера заработка гражданина за указанный гражданином период на основании табуляграмм, поскольку табуляграммы отражают данные о начисленной работнику заработной платы, периоде ее получения, позволяют сделать вывод об индивидуальном характере его заработка и о размере этого заработка, в связи с чем, вопреки доводам Пенсионного фонда, табуляграммы могут рассматриваться в качестве документов, свидетельствующих о размере заработка истца для перерасчета назначенной ему пенсии.

Анализируя данные о заработке, содержащиеся в табуляграммах, суд пришел к выводу о том, что сумма заработной платы в табуляграмме указывалась в рублях, две последние цифры означали копейки и поскольку в имеющиеся в первичных документах имеются неоговоренные зачеркивания и исправления, суд счёл возможным принять указанные в табуляграммах цифры начисленной заработной платы до внесения исправлений и зачеркиваний.

При этом, в плане определения размера заработка, суд, исходит из возможности учета суммы, начисленной (без произведенных удержаний) гражданина за каждый месяц указанного периода.

Суд учёл, что гражданин был лишен возможности представить иные письменные доказательства в подтверждение размера своего заработка в спорный период времени, при этом номенклатура и шифры видов оплат и удержаний в архивном отделе отсутствуют не по его вине. Следовательно, факт отсутствия необходимых документов, при наличии данных бухгалтерского учета, содержащихся в табуляграммах и отражающих размер его заработка, не может служить основанием для ограничения его пенсионных прав.

В представленной АО «РМПМК-4» (до переименования ПМК-1 объединения «Облколхозстрой») справке был указан заработок гражданина, который подлежит учету при начислении его, и не оспаривался Пенсионным фондом при рассмотрении дела.

Суд сделал вывод о том, что указанные суммы заработной платы, содержащиеся в справке за период работы ПМК-1 объединения «Облколхозстрой» и в представленных архивным отделом табуляграммах, позволяют пенсионному органу определить средний заработок гражданина за указанные им 60 месяцев трудовой деятельности, и с учетом его размера произвести перерасчет назначенной истцу страховой пенсии по старости.

Суд удовлетворил исковые требования гражданина к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ о перерасчете страховой пенсии по старости -.

Суд обязал Пенсионный фонд РФ произвести подсчет расчетного размера страховой пенсии по старости гражданина за период с июня 1985 года по апрель 1986 года на основании справки, выданной АО «РМПМК-4» (до переименования ПМК-1 объединения «Облколхозстрой»), за период за период с мая 1986 года по май 1990 года на основании табуляграмм, выданных архивным отделом администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район.

Суд обязал Пенсионный фонд РФ произвести перерасчет размера его страховой пенсии.

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в июле 2020 года (апелляционное определение №33-1360/2020 (2-240/2020)) оставила без изменения решение Октябрьского районного суда города Рязани от 18 марта 2020 года, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Рязанском районе Рязанской области (межрайонного) - без удовлетворения.

Позиция Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Рязанском районе Рязанской области

Представленные гражданином документы не могут считаться лицевыми счетами, платежными ведомостями и иными первичными бухгалтерскими документами, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере его заработка.

Архивная справка и выданные табуляграммы (карточки) не позволяют однозначно сделать вывод о том, кому производилось начисление и выплата, какие виды выплат и в каком размере вошли в состав заработка, а, следовательно, не могут быть приняты во внимание при назначении гражданину страховой пенсии по старости из расчета по среднемесячному заработку за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года.

В документах, имеющихся в материалах дела, отсутствуют какие-либо основания для определения именно этих сумм как начисленных.

Кроме того, ПФР не согласился с выводом суда в части обязания Управления ПФР произвести перерасчет размера страховой пенсии с момента возникновения права на нее. Сведения о заработной плате в период с мая 1985 года по апрель 1986 года для учета при определении размера страховой пенсии по старости не предоставлялось, и оценка Управлением ПФР не проводилась. Следовательно, необходимость представления суду доказательств, свидетельствующих о том, что истцу пенсионным органом давались разъяснения о необходимости представить дополнительные справки о заработной плате за недостающий период 11 месяцев отсутствует, по причине отсутствия у Управления ПФР документального подтвержденного факта о заработной плате истца за 49 месяцев (за период: с мая 1986 г. по май 1990 г.). т.к. данные лицевые счета за указанный период представлены в виде табуляграмм (карточек) без указания денежных единиц измерения заработка, не относятся к первичным бухгалтерским документам, а номенклатура и шифр видов оплат и удержаний для расшифровки шифров заработной плата отсутствуют.

Позиция Судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в октябре 2020 года (определение по делу №88-21144/2020) пришла к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены нарушения норм материального права в части разрешения искового требования о возложении на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Рязанском районе Рязанской области (межрайонное) обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии с 8 августа 2019 года, в остальной части Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции отменила апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда в части, в которой оставлено без изменения решение Октябрьского районного суда города Рязани об удовлетворения искового требования гражданина к Управлению Пенсионного фонда РФ в Рязанском районе Рязанской области (межрайонное) о возложении обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии с 8 августа 2019 года. В этой части дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Рязанский областной суд.

В остальной части решение Октябрьского районного суда города Рязани и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда было оставлено без изменения.

Мой комментарий: Неужели нельзя решить эту проблему один раз и навсегда, и не тратить попусту государственные деньги на проведение судебных разбирательств по вопросу признания табуляграмм надлежащими доказательствами в вопросе о размере заработка гражданина?!

Источник: Сайт Судебные решения / Консультант Плюс
http://судебныерешения.рф/48690922
http://судебныерешения.рф/51118091
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=KSOJ002;n=26197

Комментариев нет:

Отправить комментарий