воскресенье, 16 августа 2015 г.

Судебная практика: Получение достойного пенсионного обеспечения нельзя ставить в зависимость от отношения работодателя к ведению и хранению документов


Это судебное дело еще раз напомнило, что проблемы с обеспечением сохранности кадровой документации приводят к нарушению законных прав граждан, которые им затем приходится отстаивать в судах.

Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в ноябре 2012 года рассмотрела дело № 33-3050/2012, в котором Пенсионный фонд РФ в очередной раз отказался засчитывать размер заработной платы на основании табуляграмм. При этом сведения о получении заработной платы были представлены в Центральный архив документов трудовой деятельности граждан только в виде табуляграмм. Иные документы, подтверждающие среднемесячный заработок гражданина в период работы в организации, в архиве отсутствовали.

Суть спора

В феврале 2012 года гражданин обратился в Управление Пенсионного фонда в Инжавинском районе с заявлением о перерасчете назначенной пенсии, предоставив архивные копии лицевых счетов в виде табуляграмм, подтверждающих получение им среднемесячного заработка в размере 141 руб. 34 копеек за период работы на одном из предприятий Москвы. Ранее ему уже была назначена пенсия по старости в размере 5444 рубля 54 коп.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан гражданину было отказано в перерасчете пенсии. По мнению гражданина, отказ являлся незаконным, поскольку он представил в пенсионный орган документы, выданные архивом. Указанные документы оформлены надлежащим образом, скреплены печатью и содержат подписи соответствующих должностных лиц, следовательно, архивные копии лицевых счетов в виде табуляграмм являются доказательством получения им среднемесячного заработка в указанной сумме. С учетом данного заработка ему обязаны произвести перерасчет пенсии.

Гражданин обратился в суд с иском.

Позиция Инжавинского районного суда Тамбовской области

Инжавинский районный суд Тамбовской области в августе 2012 года установил, что организация, в которой работал гражданин, была ликвидирована, лицевые счета, составленные в письменном виде, а также ведомости получения заработной платы в архив не сдавались. Согласно справке Центрального архива документов трудовой деятельности граждан, сведения о получении заработной платы были представлены в архив в виде табуляграмм. Иные документы, подтверждающие среднемесячный заработок гражданина в период работы в организации, в архиве отсутствуют вследствие обстоятельств, не зависящих от него.

Отказывая гражданину в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что табуляграммы не относятся к первичным учетным документам, которыми можно подтвердить размер заработной платы для назначения либо перерасчета пенсии, поскольку табуляграмма - это отчетный документ с результатом решаемой задачи, выписанной на табуляторе или многозарядном печатающем устройстве электронной цифровой вычислительной машины. В соответствии с п.1 Приложения к письму Минфина СССР и ЦСУ СССР от 20.02.1981 г. 35/34-Р/426 «О методических указаниях по организации бухгалтерского учета с использованием вычислительной техники» табуляграммы относятся к регистрам бухгалтерского учета.

По мнению суда, в представленных гражданином копиях лицевых счетов по заработной плате в виде табуляграмм имеются исправления, чернилами написаны суммы, расшифровка которым не дана, в некоторых табуляграммах имеется запись «долг», но не указана сумма к выдаче. В то время как, из п.2.5.5. Приложения к письму Минфина СССР и ЦСУ СССР от 20.02.1981 г. 35/34-Р/426 «О методических указаниях по организации бухгалтерского учета с использованием вычислительной техники» следует, что в табуляграммах итоги сумм к выплате подлежат дополнительной проверке и написанию прописью в целом по документу за подписью лица, ответственного за эту проверку. Исправление ошибки должно быть оговорено и подтверждено подписью лица, специально на то уполномоченного, с указанием даты (п. 2.7.2.10 Приложения).

Суд пришел к выводу, что пенсионный орган обоснованно отказал гражданину в перерасчете пенсии, поскольку истцом представлены документы, не отвечающие требованиям Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и отказал в удовлетворении иска гражданина к УПФР в Инжавинском районе о перерасчете размера пенсии по старости.

Не согласившись с решением суда, гражданин обратился в суд с апелляционной жалобой, указав, что вынесенное решение нарушает его право на получение достойного пенсионного обеспечения в старости и исключает возможность реализации права на перерасчет трудовой пенсии по старости, между тем, пенсия для истца является единственным источником получения средств к существованию.

Позиция гражданина

При вынесении решения об отказе в удовлетворении иска суд первой инстанции формально оценил представленные в материалы дела доказательства и указал, что табуляграммы не относятся к первичным учетным документам, а относятся к регистрам бухгалтерского учета.

Решение Инжавинского районного суда Тамбовской области ставит в зависимость получение достойного пенсионного обеспечения в старости от ненадлежащего отношения работодателя к порядку ведения и хранения документов.

Отказывая в перерасчете пенсии ни Пенсионный фонд, ни суд не приняли во внимание тот факт, что при невозможности документального подтверждения среднемесячного заработка в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке и невозможности определить причинителя вреда, - органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, в том числе документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Соответствующие разъяснения территориальным органам Пенсионного фонда РФ были даны Министерством труда и социального развития РФ и Пенсионным фондом РФ в письме от 27 ноября 2001 года №8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704.

Кроме того, Верховный суд РФ в решении от 14.10.2009 №ГКПИ09-1239, определении от 17.12.2009г. №КАС09-598 указал на возможность установления среднемесячного заработка по документам, не предусмотренным п.26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пеней в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении Российской федерации», утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 №16/19 па, но косвенно подтверждающим индивидуальный (фактический) заработок в отношении конкретного работника в случае утраты первичных документов.

По мнению гражданина, архивные копии лицевых счетов виде табуляграмм оформлены надлежащим образом, позволяют определить его среднемесячный заработок и должны быть приняты к учету для перерасчета пенсии.

Позиция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда

Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда отметила, что гражданином в качестве доказательства размера его заработной платы представлены архивные копии его лицевых счетов по заработной плате, при этом данные о начислениях и выплате гражданину заработной платы содержатся в приложенных к лицевым счетам табуляграммах. Другие документы, из которых можно сделать вывод о размере среднего заработка истца, в архивное учреждение переданы не были. Организация, в которой работал гражданин, ликвидирована. Лицо, виновное в непредоставлении в архив первичных документов о заработке гражданина, не установлено.

При таких обстоятельствах, по мнению судебной коллегии, возможно установление размера заработка гражданина за указанный им период по сведениям, изложенным в представленных архивом лицевых счетах и табуляграммах, поскольку указанные документы отражают данные о начисленной работнику заработной плате, периоде её получения, содержат наименование предприятия и должность, в которой гражданин работал, позволяют сделать вывод об индивидуальном характере заработка гражданина и о размере этого заработка. Табуляграммы могут рассматриваться в качестве документов, свидетельствующих о размере заработка гражданина для перерасчета назначенному ему пенсии.

При этом судебная коллегия учитывает, что гражданин лишен возможности представить иные письменные доказательства в подтверждение размера своего заработка в спорный период времени, и что первичные документы о заработной плате утрачены не по его вине. Соответственно, факт отсутствия первичных документов о заработной плате гражданина при наличии данных бухгалтерского учета, содержащихся в табуляграммах и отражающих размер его заработка, не может служить основанием для ограничения пенсионных прав истца.

В представленных архивным учреждением табуляграммах имеются данные о суммах заработной платы, начисленных гражданину в спорный период.

Указанные суммы заработной платы позволяют пенсионному органу определить средний заработок гражданина за указанные им 60 месяцев трудовой деятельности и с учетом его размера произвести перерасчет назначенной гражданину трудовой пенсии по старости. Согласно справке Центрального архива документов о трудовой деятельности граждан города Москвы табуляграммы на гражданина склеены между собой и прошиты в одно дело по годам, разрыв табуляграмм по месяцам приведет к потере текста.

Имеющееся в сумме начисленной заработной платы исправление судом не были учтено, так как оно не было заверено какой-либо подписью. Остальные имеющиеся в табуляграммах исправления не могут служить основанием для непринятия этих документов в качестве доказательств размера заработка гражданина, поскольку указанные исправления относятся к суммам, предназначенным к выдаче работнику, между тем как для расчета размера пенсии имеет значение размер начисленной заработной платы.

Апелляционная инстанция отменила решение Инжавинского районного суда Тамбовской области. Суд обязал Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда в Инжавинском районе Тамбовской области произвести перерасчет трудовой пенсии по старости гражданину с учетом начисленной ему заработной платы за период декабрь 1971 года – август 1976 года.

Источник: Сайт Росправосудие
https://rospravosudie.com/court-tambovskij-oblastnoj-sud-tambovskaya-oblast-s/act-406557109/ 

Комментариев нет:

Отправить комментарий