пятница, 7 августа 2015 г.

Правительство задумалось о том, что будет с контентом информационных систем после вывода их из эксплуатации


В декабре 2014 года в Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» были внесены уточнения (см.: http://rusrim.blogspot.ru/2015/01/blog-post_23.html ). В статье 14 было закреплено, что правительство Российской Федерации будет устанавливать требования ко всему жизненному циклу государственных информационных систем, включая хранение баз данных.

Постановлением Правительства РФ от 6 июля 2015 года № 676 были утверждены «Требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем, и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации», которые вступили в силу с 16 июля 2015 года.

Мероприятия, предусмотренные требованиями, осуществляются федеральными органами исполнительной власти в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на руководство и управление в сфере установленных функций федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период (п.2 Постановления).

Иным государственным органам, а также органам управления государственными внебюджетными фондами, органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться в своей деятельности требованиями, утвержденными настоящим постановлением (п.3 Постановления).

Положение включает в себя требования к порядку:
  • Создания системы;
  • Ввода системы в эксплуатацию;
  • Развития системы;
  • Эксплуатации системы;
  • Вывода системы из эксплуатации и дальнейшего хранения содержащейся в ее базах данных информации
Основанием для создания системы является (п.2 Положения):
  • Обязанность органа исполнительной власти по ее созданию, предусмотренная нормативными правовыми актами;

  • Решение органа исполнительной власти о ее создании с целью обеспечения реализации возложенных на него полномочий.
Создание системы осуществляется в соответствии с техническим заданием, утвержденным органом исполнительной власти или являющимся неотъемлемой частью документации о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд (п.3)

Техническое задание на создание утверждается должностным лицом органа исполнительной власти, на которое в соответствии с распределением обязанностей возложены полномочия по утверждению таких технических заданий (п.4).

Порядок создания включает последовательно реализуемые этапы, в том числе этапы создания следующей документации (п.5):
  • Разработка документации на систему и ее части;

  • Разработка рабочей документации на систему и ее части;
Этап разработки документации на систему и ее части включает разработку, согласование и утверждение документации в объеме, необходимом для описания полной совокупности проектных решений и достаточном для дальнейшего выполнения работ по созданию системы (п.6).

Этап разработки рабочей документации на систему и ее части включает разработку, согласование и утверждение документации, содержащей сведения, необходимые для выполнения работ по ее вводу в эксплуатацию и ее эксплуатации, и порядка эксплуатации, содержащего сведения, необходимые для выполнения работ по поддержанию уровня эксплуатационных характеристик системы, установленных в проектных решениях, в том числе (п.7):
  • Перечень действий сотрудников при выполнении задач по эксплуатации системы, включая перечень, виды, объемы и периодичность выполнения работ по обеспечению ее функционирования;

  • Контроль работоспособности;

  • Перечень неисправностей, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации и рекомендации в отношении действий при их возникновении;

  • Перечень режимов работы системы и их характеристики, а также порядок и правила перевода с одного режима работы на другой с указанием необходимого для этого времени.
Основанием для ввода в эксплуатацию является правовой акт органа исполнительной власти о вводе системы в эксплуатацию, определяющий перечень мероприятий по обеспечению ввода и устанавливающий срок начала эксплуатации (п.13).

Срок начала эксплуатации системы не может быть ранее срока окончания последнего мероприятия, предусмотренного правовым актом органа исполнительной власти о ее вводе (п.16).

Основанием для начала эксплуатации системы является наступление срока, установленного правовым актом органа исполнительной власти о ее вводе в эксплуатацию (п.18).

Основанием для вывода системы из эксплуатации является (п.20):
  • Завершение срока эксплуатации, в случае если такой срок был установлен правовым актом органа исполнительной власти о вводе системы в эксплуатацию;

  • Нецелесообразность эксплуатации, в том числе низкая эффективность используемых технических средств и программного обеспечения, изменение правового регулирования, принятие управленческих решений, а также наличие иных изменений, препятствующих ее эксплуатации;

  • Финансово-экономическая неэффективность эксплуатации.
Орган исполнительной власти утверждает правовой акт о выводе системы из эксплуатации, который включает (п.22):
  • Основание для вывода из эксплуатации;

  • Перечень и сроки реализации мероприятий по выводу из эксплуатации;

  • Порядок, сроки, режим хранения и дальнейшего использования информационных ресурсов, включая порядок обеспечения доступа к информационным ресурсам выводимой из эксплуатации системы;

  • Порядок, сроки и способы информирования пользователей о выводе системы из эксплуатации.
Мой комментарий: Учитывая, что большинство ведомств сейчас не располагает специалистами необходимой квалификации, вполне реальна угроза того, что при выводе информационных систем из эксплуатации будут утрачены значительные объемы ценной информации и документов.

Перечень мероприятий по выводу системы из эксплуатации включает (п.23):
  • Подготовку правовых актов, связанных с выводом системы из эксплуатации;

  • Работы по выводу системы из эксплуатации, в том числе работы по деинсталляции программного обеспечения, по реализации прав на программное обеспечение, демонтажу и списанию технических средств, обеспечению хранения и дальнейшего использования информационных ресурсов системы.
Мой комментарий: Разработчикам документа стоило бы познакомиться с «Порядком вывода информационных систем города Москвы из эксплуатации», утвержденных постановлением Правительства Москвы от 24 марта 2015 года № 144-ПП был (см.: http://rusrim.blogspot.ru/2015/04/blog-post_59.html ), в котором данная тема  проработана более глубоко и тщательно, в том числе и вопрос об организации хранения информации и документов из информационных систем, включая вопросы их архивного хранения. На федеральном же уровне решили обойтись одним предложением...

Если нормативными правовыми актами РФ не установлено иное, то сроки хранения информации, содержащейся в базах данных системы, определяются органом исполнительной власти и не могут быть меньше сроков хранения информации, которые установлены для хранения документов в бумажном виде, содержащих такую информацию (п.24).

Мой комментарий: К сожалению, разработчики документа не сказали, что делать в том случае, если срок хранения для аналогичных документов на бумажных носителях не установлен (или таких аналогов нет вообще).

Срок вывода системы из эксплуатации не может быть ранее срока окончания последнего мероприятия, предусмотренного правовым актом о выводе системы из эксплуатации (п.25).

Мой комментарий: В документе проигнорирован вопрос о том, что делать с документацией на систему, подлежит ли она хранению, и кто должен за это отвечать.

Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=182413 

Комментариев нет:

Отправить комментарий