Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статьи 29 и 402 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» ввел право «на забвение» для российских граждан в Интернете. Новые положения законов вступают в силу с 1 января 2016 года.
В Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» внесено новое понятие - «поисковая система»
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законеВ законе установлена обязанность оператора поисковой системы (статья 10.3), распространяющей в сети «Интернет» рекламу (а если оператор не распространяет рекламу, на него эти требования, значит, не распространяются? – Н.Х.), которая направлена на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории РФ, по требованию гражданина прекратить выдачу сведений об указателе страницы сайта в сети «Интернет» (ссылка), позволяющей получить доступ к информации о заявителе:
20) поисковая система - информационная система, осуществляющая по запросу пользователя поиск в сети «Интернет» информации определенного содержания и предоставляющая пользователю сведения об указателе страницы сайта в сети «Интернет» для доступа к запрашиваемой информации, расположенной на сайтах в сети «Интернет», принадлежащих иным лицам, за исключением информационных систем, используемых для осуществления государственных и муниципальных функций, оказания государственных и муниципальных услуг, а также для осуществления иных публичных полномочий, установленных федеральными законами.
- Распространяемой с нарушением законодательства РФ;
- Являющейся недостоверной и неактуальной;
- Утратившей значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя.
Что касается «утратившей значение для заявителя» информации, то здесь, как мне кажется, может возникнуть конфликт как с собственником информации, у которого может быть совершенно другая точка зрения, так и с интересами общества. В законе этот вопрос вообще не поднимается.
В общем, неуклюжесть российских законоизмышлителей ни в чём не уступила бездумности законодателей Евросоюза, у которых было списано это правовое «изобретение».
Кое-какую информацию всё же нельзя «забыть» по требованию гражданина:
- О событиях, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, по которым сроки привлечения к уголовной ответственности не истекли;
- О совершении гражданином преступления, по которому не снята или не погашена судимость.
- Фамилию, имя, отчество, паспортные данные, контактную информацию (номера телефона и/или факса, адрес электронной почты, почтовый адрес);
- Информацию о заявителе, выдача ссылок на которую подлежит прекращению;
- Указатель страницы сайта в сети «Интернет», на которой размещена эта информация;
- Основание для прекращения выдачи ссылок поисковой системой;
- Согласие заявителя на обработку его персональных данных.
Мой комментарий: К сожалению, не уточнено, каким образом оператору нужно будет представлять удостоверяющий личность документ, особенно если оператор находится в одной части страны, а заявитель в другой.
В течение десяти рабочих дней с момента получения уведомления заявитель принимает меры, направленные на восполнение недостающих сведений, устранение неточностей и ошибок, и направляет оператору уточненные сведения, а также документ, удостоверяющий личность (в случае необходимости).
В течение десяти рабочих дней с момента получения требования заявителя или уточненных заявителем сведений оператор обязан прекратить выдачу ссылок на информацию, указанную в требовании, при показе результатов поиска по запросам пользователей поисковой системы, содержащих имя и/или фамилию заявителя, уведомить об этом заявителя или направить заявителю мотивированный отказ.
Мой комментарий: Для очередных видов обращений граждан установлены новые сроки рассмотрения. Операторам стоит помнить, что нарушение этих сроков может повлечь за собой привлечение их должностных лиц к административной ответственности в виде штрафа от 5 до 10 тысяч рублей.
Оператор поисковой системы направляет заявителю уведомление об удовлетворении требования заявителя или мотивированный отказ в его удовлетворении в той же форме, в которой было получено указанное требование. Заявитель, считающий отказ необоснованным, вправе обратиться в суд с исковым заявлением о прекращении выдачи ссылок на информацию.
Оператор обязан не раскрывать информацию о факте обращения к нему заявителя с требованием.
Мой комментарий: Жаль! Создание публично доступного реестра подобных обращений сыграло бы колоссальную воспитательную роль. Google это сейчас замечательно делает в отношении запросов на блокировку ссылок на нелицензионный контент.
Кроме того, в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации уточнена подсудность данного вида дел:
- Статья 29 «Подсудность по выбору истца» дополнена частью 6.2, согласно которой иски о прекращении выдачи оператором поисковой системы ссылок, позволяющих получить доступ к информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», могут предъявляться также в суд по месту жительства истца.
- В статье 402. «Применение правил подсудности» закреплено, что суды в Российской Федерации вправе рассматривать дела с участием иностранных лиц, в том числе и тогда, когда «организация-ответчик и/или распространяет рекламу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», направленную на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории РФ», а также если «по делу о прекращении выдачи оператором поисковой системы ссылок, позволяющих получить доступ к информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», истец имеет место жительства в Российской Федерации.»
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=182637
Комментариев нет:
Отправить комментарий